Что я должен другому? С одной стороны - никто никому ничего не должен. Однако с другой - звание человека обязывает и приглашает меня, призывает к соответствующему мышлению и действию (это и есть человек вообще - определенный функционал), и вопрос в том, беру я на себя эту роль или нет, принимаю на себя право и возможность быть человеком или отказываюсь. И если принимаю, то из этого следует, что я должна другому человеку человека. Причём в себе и в нём самом (они всегда сопряжены). Иначе невозможно быть человеком.
* * *
Рецепт хранения в себе человечности прост: храни её в другом! Тот, кто готов предать человека в другом, уже предал его в себе.
* * *
Сильные в своей настоящести люди не человекоугодничают.
* * *
Человек - это мечта, к которой идут все люди (если они люди, пока они люди...).
* * *
Ветви деревьев целую, как руки любимых...
Строчка из моего стихотворения. Вокруг неё попробуем построить конструкцию, помогающую понять убогость многих т.с. практических соображений. С практической точки зрения эта строчка - безумна. Зачем целовать ветви деревьев? От этого сад не станет ухоженным. Деревья нуждаются в том-то и том-то, чего, поэт, кстати, может и не делает (чаще не делает, чем делает). Пустые воздыхания! Не будет поэзии - и прекрасно, она совершенно бесполезна.
Да! Как и выше приведённая строчка. При этом человек - это поэзия, ибо всё, что мимо поэзии - биоробот, животное, растение и только! Хотите, чтобы человек был? Нужна поэзия - бесполезная с точки зрения практики. Хотите, чтобы всё было практично? Потеряете человека.
* * *
Эгоизм - это ложная любовь к себе. Точнее - любовь к ложному себе. Чтобы перестать быть эгоистом, надо расти ввысь - т.е. перемещаться по личностной вертикали, чтобы оказаться этажом выше - там, где возможна любовь. Ветхий человеческий эгоизм не способен к чистым отношениям - только к манипулятивным, корыстным. На этаже эгоизма любовь невозможна в принципе. Когда человек живёт на этаже эгоизма, он даже добрые дела совершает из эгоизма. Об этом прп. Арсения (Себрякова) прямо говорит: «Человеческое добро — мерзость есть пред Господом».
* * *
«Эгоизм - симптом недостатка любви к себе. Кто себя не любит, вечно тревожится за себя» (Эрих Фромм). Правильно любить себя - это любить себя Божьего, себя в Боге. Вот как об искусстве говорят, что надо любить не себя в искусстве, а искусство в себе. Здесь подобное. Кто любит себя в Боге, тот любит Бога. А кто любит себя самостного (нижний этаж), тот не может любить ни Бога, ни ближнего, ни себя настоящего, который в Боге (ветхая природа - зерно, которое должно умереть, чтобы появился росток новой жизни во Христе).
Симона Вейль в «Тетрадях» пишет: «Мы хотим блага ("хотеть" и "хотеть блага" есть одно и то же), но его в этом мире не существует. А искать его вне этого мира нам не под силу. Но если оно само придет овладеть нами, мы позволим ему это лишь при условии, что тщетно искали его сами здесь, на земле. Если же мы обманем себя, поверив, что обрели его в этом мире, то не отдадим себя Тому, Кто придет за нами из-за пределов этого мира. Самое ужасное, что то ложное благо, в которое мы по собственному нерадению уговариваем себя поверить, можно запросто именовать Богом. Бог страдает оттого, что мы присваиваем Его имя чему угодно».
* * *
Чтобы выбрать любовь, надо выбрать соответствующий этаж, а для постчеловека этаж не предусмотрен - он будет заперт внизу.
Клетка-жизнь и свобода-клетка —
разносортицы наглой метка.
Разве в клетке летают люди?
Значит, в клетке мы птиц забудем?
Знаешь, прутья уже не те —
не подвержены высоте.
Всё лежат и лежат —
жужжат:
человек меж низов зажат.
Мы, устроив судьбу в клеть,
вмиг поверим не в песнь — в плеть.
И забудется сон-явь,
и отнимется синь-плавь.
Даже рыбой не стать — вглубь
разрастается лишь глупь.
29 января 2019
* * *
Душевный человек не различает личное, уникальное, и структурное, природное, а потому неправильно взаимодействует (именно это имеется в виду, когда говорится: не суди личность - только поступок). Личное зависит от личности, а структурное - от места положения внутри* т.е. всякий, кто находится структурно в том же месте, взаимодействует при помощи тех же наборов базовых алгоритмов. Алгоритмика - это структурное, а не личное. Личность - над алгоритмами. И то, что человека сегодня сводят к алгоритмике, по сути и есть стирание личности. Для неё не оставляют пространства, ибо личность не вмещается в алгоритмы. А что не может жить, умирает, исчезает, перестаёт быть.
Точно так же личность исчезает из всех социальных процессов, что превращает жизненное пространство человека в прокрустово ложе со всеми вытекающими последствиями. В этом ужас нашего времени - человек изгоняется из жизни в банальную механику самых примитивных процессов. Алгоритмизация стремится стать абсолютной, тотальной, полной. Без возможности её игнорирования и преодоления, без права быть вне её предписаний. Личность в таком случае всегда - преступник, ибо она по природе превосходит любую алгоритмику.
Чем грозит стирание личности? Невозможностью придти ко Христу. Ветхий и новый человек - это про алгоритмику, которую надо выбрать, как выбирают рельсы, по которым пойдёт поезд - личное Я. Правильная алгоритмика - во Христе, это путь, дорога в подлинное бытие, без которого личного бытия нет. Отсюда видно, что тотальная алгоритмизация человека - это отлучение от Христа, т.к. человека запирают в структурах самостного, т.е. ветхого уровня, и даже их фрагментируют, обрезают, сужая пространство жизни индивида и разрушая его целостность.
Чего не понимают современные люди? Того, что человека нет, он постоянно становится. Человек - это поток, и в зависимости от того куда и как он течёт, тем он и становится. Алгоритмизация - это поток в обесчеловечивание, и тот, кто направил поток в это русло, прекрасно понимает, что делает, и готовится. В отличие от большинства, к которому это применяют. Люди по прежнему спорят о каких-то маловажных вещах, требуют каких-то прав и свобод, совершенно не замечая, что поток человечности уже предельно истончился и скоро автоматически станет течь в бесчеловечную античеловечность - природа вещей такова.
* * *
«Бисер перед свиньями» - это общение личное (на личном уровне), там, где личность отсутствует, а присутствует только стихийная алгоритмика (природа, а не личность). Природное - алгоритмично, личностное - нет. Человек как природа, человек вообще - один на всех, и это алгоритмика. Личность - это точка стояния в Боге (а не в человеке). Возможно, именно от этой точки зависит ракурс, с которого Бог открывается человеку. Точка стояния в человеке (вообще который) определяет в Боге ты или нет (это зависит всего лишь от места внутреннего стояния, вся наша нравственность от точки стояния внутри зависит). Точка стояния внутри определяет и то, что человек видит (ракурс смотрения), слышит, как трактует события, обстоятельства, людей, как взаимодействует с людьми.
«Прокрустово ложе», кстати, тоже про алгоритмику и личность. «Бисер перед свиньями» - это общение личности с алгоритмикой, как если бы кто-то уговаривал «прокрустово ложе» стать более человечным или делился с ним сокровенными мыслями и движениями сердца.
Был ли Прокруст лишь набором алгоритмов? Смотря откуда и куда смотреть, смотря зачем смотреть и для чего. Точнее всего сказать так: он не был вовлечён в подлинное личностное бытие, в котором невозможно не любить другого человека.
«Бисер перед свиньями» о том, что при контакте важно наблюдать наличие или отсутствие в другом личностного уровня, чтобы общаться соответственно ситуации. И, вероятно, тема «бисера перед свиньями» более всего актуальна для наших дней, когда человека намерено сводят лишь к алгоритмике.
* * *
Ещё до чипизации и без всякой там роботизации редчайшим феноменом нашей социальной жизни стал человечный человек. Быть бесчеловечным модно, современно. Поразительно, сколь легко и радостно большинство сбрасывает с себя образ человечного человека. Алгоритмизация деятельности с устранением возможности и необходимости применять творческое начало сделали своё дело, но проблема, конечно, не только в этом. Из жизни вытесняется нравственное начало как избыточное, люди всё реже практикуют свою человечность, потому бесчеловечность входит в привычку. Удержание её в себе требует дополнительных личных усилий, а личность развита у очень немногих. Только личное начало в человеке нуждается в человечности, а оно укоренено в Боге. Вне Бога люди не только не нуждаются в человечности, но даже бегут от неё - с радостью. Я имею в виду не номинально верующих, а тех, кто может даже считать себя неверующим, однако носить в своём сердце действующего Христа. И номинально считающие себя верующими могут оказаться ещё не имеющими в себе Христа действующим, а потому беззащитными перед напором обесчеловечивающих технологий.
* * *
Чтобы понимать современность, надо хотя бы внимательно смотреть в современность. Более того, современность наших дней такова, что её не понять из современности, тем более из прошлого. Нашу современность видит только тот, кто способен смотреть в будущее и наблюдать процессы, которые сейчас уже есть, в их конечных точках. Процесс всегда стремится - куда? Совокупность этих «куда» и есть наше будущее, т.е. настоящее сегодня, а не фантазируемое.
Тот же, кто застрял в прошлом, или кто прячет в прошлое голову, как страус, слеп сегодня, т.к. процессы прошлого совершенно другие, у них иная логика.
------
* Потому, когда душевный судит о духовном, он обманывается и неизбежно лжёт, приписывая непонимаемому духовному своё душевное. Лишь духовному, тому, кто видит на уровне структур, очевидно, что и когда вмещается в структуры, а что нет - как на кусте огурцов, к примеру, невозможны яблоки. «По плодам узнаете» - о том же.
Дневники 28, 30, 31 октября 2020; 24 марта 2021
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий