Бог даёт всем, кто может взять

Автор: Светлана Коппел-Ковтун
Художник Christian Schloe

Из дневников

Что такое благодать? Утешение Божье, помощь Божья, любовь Божья - она даётся человеку тогда, когда он творит дело Божье, а своих сил для этого ему реально недостаточно. Бессмысленно хотеть получить благодать, как хотят получить вкусное пирожное, большую зарплату, красивую одежду, почётный титул или награду (подлинное хотение благодати всегда есть дело благодати), надо действовать так, чтобы именно благодать была необходима. И не просто действовать - жить надо всей совокупностью своих возможностей, всем своим существом: подлинная жизнь и есть действие, она вне действия невозможна. Созерцание - это тоже действие, хоть и очевидно это далеко не каждому.
Бог даёт всем, кто может взять, но взять могут только действующие. Яви подлинную жизнь, которой необходим Бог, и получишь всё необходимое от Бога. Будь - и будет.

* * *

Благодать - это всегда пластырь на ране ближнего. Ране душевной, духовной или телесной. Бог посылает благодать тому, кто жаждет исцелить ближнего. Не поучать ближнего, не приговаривать и карать, а спасать ближнего призван христианин.

* * *

Любовь - это пропуск в святая святых самого Бога. Причём возможность человеческих ошибок остается, в делах человеческих даже святые допускают ошибки (немощь остаётся, но не низость).

* * *

Человек намеревается схватить Бога, но то, что при этом оказывается в его руках — всегда не Бог, а что-то другое. Однако человек обожествляет всё, чего нахватался, и создаёт идола, который заслоняет собой и Бога, и другого человека, и реальность, и познание реальности. Человек создает кумиров, намереваясь присвоить себе Бога.
И только если Бог захочет, Он распускается в человеке живым и прекрасным цветком. Это случается с теми, кто любит Бога и служит Ему, но не присваивает Его себе, как вещь. Бог присваивается Сам, кому хочет и когда хочет.
Единственно законный (в смысле возможный) способ «присваивать Бога» - дарить Его другому.

* * *

О духовном важно мыслить сообща, сердечно открываясь другому, так постигаются истины, которые без другого - лишь смутное ощущение. Где двое или трое во имя Христово, там Он посреди.

* * *

Среду своего обитания человек порой сбрасывает, как кожу, вместе с другими обитателями этой среды, т.к. среда - это отношения.
Человек-гусеница становится человеком-куколкой, чтобы затем превратиться в человека-бабочку.

* * *

Светиться навстречу свету, отзываться светом на Свет - не опасно. Опасно светить другим, ибо действительно светит тот, кто светится, а не тот, кто светит.

* * *

Важно не путать чистоту абсолютную и чистоту момента. В моменте постижения истины быть чистым легко, потому что истина захватывает целиком. В любви нет страха именно поэтому. Абсолютная чистота даже святым недоступна, а относительная - доступна каждому человеку, если он сумеет полюбить истину и удерживаться в этой любви какое-то время. Святые - это не безгрешные люди, а умеющие удерживать себя в любви к истине длительное время, настолько длительное, что почти всегда.

* * *

Главное, конечно, происходит само собой. Мы немощны, и не надо требовать от себя невозможного. Святость - не сказка, до которой не дотянуться.
Как сказал кто-то из святых, Бог ближе к нам, чем наша кровь и кости. И когда уповаешь на Него, всё легко («Бремя Моё легко» - сказал Он) и нестрашно. Каждый из нас - нищий перед Богом, только не каждый это осознаёт. Нищему проще понять, что всё - от Бога, и только от Него. Нашего ничего нет и быть не может. Всё наше - тлен.

* * *

Наша гордость, наше тщеславие заставляют нас ставить перед собой недостижимо высокие цели, и мы не достигаем Бога не потому, что Он далёк, а потому что мы сами от Него далеки. Не надо ставить заоблачные духовные цели - в этом прелесть. Ложно смиренничая, мы на самом деле гордимся. Смирение - просто, как Бог. Стоит смирить зашкальное самомнение о своих духовных возможностях, которые где-то там, впереди, далеко за облаками, и Бог настигнет в тот же миг, ибо Он скучает, Он ждёт, Он стремится к нам.

* * *

Светись навстречу Свету, а не свети другим: единственный способ светить другим — это светиться. И не просто самому светиться, а светиться навстречу Свету. Суть света другим как раз в этом свечении навстречу Свету, иначе — прелесть. Кто лишь светит другим — ослепляется и ослепляет.

* * *

Светиться навстречу Свету — значит светиться не своим только светом (светом болотной гнилушки), а светом Света, рождать в себе свет в ответ на Свет. Подобное ищет подобное и притягивает подобное. Подобное притягивается к подобному.
Светиться своей глубиной и значит быть собой, но моя глубина глубже меня.

* * *

В Луче, откликаясь на Зов, мы рождаем свою лученосную Песню.

* * *

Правда в том, что человек не может спасти себя - даже себя! - только Христос в нас спасает, иначе не было бы нужды во Христе-Спасителе. Но что это значит? Вовсе не то, что хочется помыслить - мол, Он всё сам за меня сделает. Не сделает, если я буду бездействовать. А что я могу? Что я должен? Я могу спасти ближнего и себя от своей самости - это мой христианский долг, ибо пока я даю возможность самости царить в себе вместо Христа, Христос не может во мне действовать, а значит не может спасать ни меня, ни ближнего.

* * *

«Спаси себя - и хватит с тебя» - про что это?
У философа Владимира Соловьёва есть хорошая мысль: спасается спасающий. Всё не так банально, как мы привыкли мыслить. Спаси себя - не про то, про что слышит ветхое ухо. Есть ведь история про бревно в своём глазу - его надо выбросить сначала, т.е. ветхость свою. Ветхость - это глупая самость, которая мнит себя причиной добра. Христос спасает - не я, но я спасена, если Христос во мне, а когда Христос во мне, Он непременно спасает другого ( «Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи» - прп. Серафим Саровский). То есть, логика более изящная у этой мысли. Нам ведь привычнее её читать в смысле ленивого бездействия или теплохладного равнодушия. Ветхое толкование духовного всегда ошибочно в пользу оправдания ветхого, потому лукавым рабам стоит вспомнить другие слова: «Нет ничего холоднее христианина, который не заботится о спасении других»  (свт. Иоанн Златоуст).

* * *

Вопрос: Озабоченных спасением много, хочется встретить чистого, чтобы был примером.
Мой ответ: Чист Господь - этого достаточно всякому, кто ищет чистоты, а не осуждения ближнего. Технически, практически - достаточно.
Вопрос: Бог, как известно, высоко. О-о-о-о-чень!
Мой ответ: Но высоко в не в смысле далеко - качественно высоко. А в смысле близости - Бог ближе ко мне, чем я сам к себе.

Дневники 8 ноября 2016; 9, 11 января; 5 ноября 2018; 17 июня 2019; 28, 30 мая, 8 июня 2020

1

Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун

Добавить комментарий

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.