Большим испытанием для современного социального человека является встреча с Другим, особенно с Другим, который живёт в парадигме доминанты на другом. Трудно вообразить, что можно жить, не только не пытаясь доминировать над Другим, но, наоборот, отдавая большую дань уважения Другому. Такой поведенческий алгоритм кажется невозможным, а потому лживым. А значит и ложным, ненормальным.
К этой теме приближался А.Вампилов в «Двадцать минут с ангелом», но тогда эта болезнь духа не была ещё так сильно распространена, как сегодня.
Встреча с Другим становится практически невозможной. Другой становится запрещённой фигурой. Усреднённый человек - единственно возможный человек. Социальная система превращается в прокрустово ложе, чтобы обрезать всё самобытное - другое.
«Всё первично движущее само себя, все самобытно сущее в себе, - неуничтожимо… Всё самобытное вечно» (Прокл Диадох, «Первоосновы теологии»).
Если отрезать от человека вечное, что останется?
- Глина, - отвечает подруга.
- Ты оптимистка, - отвечаю. - Думаешь возможен возврат к глине в таком случае? Не уверена. Это будет, скорее, сумасшедшая, ненормальная глина.
- Хм, - задумалась она. - Тогда какой материал? В нас вечное - это Дыхание Жизни, которое вдунул в нас Бог. Если нет вечного, остается только то, из чего мы сделаны. Логически...
- Именно логически, - отвечаю, - наша глина преображена через сообщение с духом. Отсюда и тело святых в виде мощей. Если как бы отыграть всё назад, глиной уже не стать. Акт творения преобразил глину, акт Христова воплощения, воскресения и вознесения - преобразил всю нашу глину - на ней останется след этого. Даже если устранить контакт - след от встречи останется. Но без Бога обратится в минус - глина будет демонически безумной, скорее всего, в случае технического отрезания от неба (духовное «обрезание» наоборот - против неба). Зомби-апокалипсис - про это.
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий