Что плохого в самости кота? Ничего! А что плохо в самости человека?

Автор: Светлана Коппел-Ковтун

Самость для православного человека - ругательное слово. Но что такое самость? Это то, чем кекс, например, отличается от арбуза, а бегемот от муравья или камня. Без самости мы не отличим одно от другого. Тогда непонятно, за что самость ругают. А понять это важно ещё и потому, что современные социальные технологии, искривляющие сознание, ориентированы на самость и работают с самостью.

Что плохого в самости кекса? Ничего. Что плохого в самости кота? Ничего. Что плохо в самости человека? Она противится Богу*. Чтобы стать Христовым, надо прорасти сквозь самость, выйти за её пределы**. Человек призван стать больше себя как человека - стать богом. Более того, быть человеком он не может иначе, как на пути становления богом - такова его природа. Только дерзание присвоиться вечности, приобщиться к вечному превращает человека в человека. Как зов Божий сотворил человека из обезьяны.

Важна жажда прекрасного, жажда исполнения вечных ценностей, стремление их воплотить в жизни, реализовать на практике преображает человека в человека. Тот же, кто застрял на уровне самости, остаётся лишь продвинутой обезьяной, которая имеет потенциал движения и вверх, и вниз - ниже обезьян. У обезьян такого вектора нет, обезьяна, как и трава, капуста, кекс или камень всегда равна себе и только. Человек же, чтобы действительно быть человеком, должен стремиться за пределы человека***. И если на прежнем историческом этапе мы росли ввысь, преодолевая свою самость (это и было историей человечества), то теперь нас развернули вспять - вниз, и на этом историческом этапе мы преодолеваем свою самость (тождество себе) в движении вниз.

----

* Этим и отличается ветхий человек от нового, во Христе;
** Это и значит «умереть для мира»;
*** В этом правда и неправда Ризомы. Неправда в том, что утрачен вектор движения в вечность как таковую, хотя никто не препятствует стремиться к вечности в себе или вечности в другом (горизонтальные связи). Но в том и дело, что горизонтальная вечность с утратой вертикали тоже исчезает, потому мир постмодерна обречён.

ВОПРОС-ОТВЕТ

Вопрос: Проблема в терминах. В тексте самостью названа совокупность качеств природы определенной сущности (быть кексом, быть муравьем и т.д.).
В психологии, самость - архетип личности.
В христианской антропологии, самость это эгоизм, поставление себя в центр мироздания и потребительское отношение ко всему вне себя.
Поэтому сначала надо договориться о единых терминах - только так возможно взаимное понимание.

Мой ответ: С терминами в этом высказывании всё в порядке. Договариваться или нет - не суть важно. Всё, что надо для понимания высказывания, содержится в самом высказывании.

Вопрос: Без четкого понимания термина смысл высказывания становится непонятен.

Мой ответ: Кто хорошо понимает, что такое самость во всех названных вами ипостасях, у того таких проблем не возникает. Для данного высказывания все различия - второстепенны, ибо они о разных уровнях восприятия одного и того же.

Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун

Добавить комментарий

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.