Главное, что может и должен сделать человек - желать, искать Бога. И уж если он искренне взыщет Его, то Бог, рано или поздно, настигнет его. Именно Бог находит человека, а не человек Бога. Как именно это происходит неизвестно - у каждого, вероятно, по-своему.
Покаяние - начало пути, а не конец. Встреча - это всегда от Него, а не от меня. От меня только ожидание и жажда.
Мы Бога как бы дважды открываем. Сначала - сами, и думаем, что знаем. Пока не откроется Он Сам. Тогда только понимаешь разницу. Правда, Бог держит дверь открытой всегда - для нас, но Сам открывается кому хочет и когда хочет. То есть, существует как бы две двери: ведущая нас в Бога, и ведущая Бога в нас. И эта двуединая дверь - Христос, который посылает Духа, когда приходит время.
Пути Господни неисповедимы. Но «сделайте прямыми пути Господу» ( Ис.40:3; Мтф. 3:3).
* * *
Прп. Антоний Великий (Поучения):
<…> добродетель имеет потребность в нашей только воле; потому что добродетель в нас, и из нас образуется. Она образуется в душе, у которой разумные силы действуют согласно с ее естеством. А сего достигает душа, когда пребывает, какою сотворена; сотворена же она доброю и совершенно правою. Посему и Иисус Навин, заповедуя народу, сказал: исправите сердце ваше к Господу Богу Израилеву (Нав. 24, 23); и Иоанн говорит: правы творите стези ваши. Ибо душе быть правою значит — разумной ее силе быть в таком согласии с естеством, в каком она создана. Когда уклоняется душа и делается несообразною с естеством, тогда называется это пороком души.
Прп. Макарий Великий (Великое духовное послание, III, 1)
Как невозможно усвоить возрастание преуспеяния посредством одной лишь Божией силы и благодати, без содействия и усердия [самого] человека, так невозможно и достичь совершенной воли Божией и прийти в [полную] меру свободы и чистоты лишь посредством собственной силы, усердия и настойчивости, без содействия и помощи Святого Духа.
Стефан Фиваидский (Аскетическое слово. Комментарий 44)
"Необходимо иметь в виду, что такая «синергия» является, так сказать, «асимметричной синергией», поскольку «содействие» Бога явно превосходит «действие» человека.
---
«О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим.11:33). Славянское слово неисповедимый значит «невыразимый словами», «неизреченный». О путях Божественного Промысла мы знаем в той мере, в какой Сам Господь нам открывает для нашего спасения. Все, что сверх этого, сокрыто в бесконечной Премудрости Божией. «Рассказывают, что авва Антоний, будучи однажды приведен в недоумение глубиною домостроительства Божия (управления миром) и судов Божиих, помолился и сказал: “Господи! Отчего некоторые из человеков достигают старости и состояния немощи, другие умирают в детском возрасте и живут мало? Отчего одни бедны, другие богаты? Отчего тираны и злодеи благоденствуют и обилуют всеми земными благами, а праведные угнетаются напастями и нищетою?” Долго был он занят этим размышлением, и пришел к нему глас: “Антоний! Внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это душевредно”» (Отечник).
«Бедственно любопытствовать о глубине судеб Божиих, ибо любопытствующие плывут в корабле гордости» (Преп. Иоанн Лествичник).
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Комментарии
Вита Пунская
Разговор
Она сказала: «Я не верю в Бога».
Он ей ответил: «Ты жила в стране,
Где атеизму следовали строго,
И ты впитала дух его вполне».
Она сказала: «Я теперь не знаю,
Во что мне верить, зыбко стало жить».
Он ей ответил: «Да, я понимаю,
Вообще, не верить, значит – не любить».
Она спросила: «Что же делать дальше?
Как мне понять, что смысл в жизни есть?»
Он ей ответил: «Избегая фальши,
Прости обиды, зависть, ложь и месть».
Она спросила: «Как же измениться?
Я так привыкла следовать страстям».
Он ей ответил: «Для Любви открыться
Тот может, кто в Любовь поверит сам.
В Любовь поверит и Ее увидит
В большом и в малом, в сердце всех существ,
И никого он больше не обидит,
И не использует под видом нужных средств.
К высотам духа, к Богу вверх подняться
Ты сможешь, переплавив суть свою.
Сейчас тебе наверно только снятся
Те Небеса, где ангелы поют?»
Она спросила: «Ты про Бога знаешь?
Про ангелов, зовущих к Небесам?»
Он ей ответил: «Бога открываешь,
Когда Он дверь тебе откроет сам».
Светлана Коппел-Ковтун: Да, мы Бога как бы дважды открываем. Сначала - сами, и думаем, что знаем. Пока не откроется Он Сам. Тогда только понимаешь разницу. Правда, Бог держит дверь открытой всегда - для нас, но Сам открывается кому хочет и когда хочет. То есть существует как бы две двери: ведущая нас в Бога, и ведущая Бога в нас. И эта двуединая дверь - Христос, который посылает Духа, когда приходит время.
- Ответить
Ссылка на комментарийОставить комментарий