Молиться можно не теми мышцами - как роженица иногда тужится в лицо. И тогда молитвы не будет - как песни, как правды, как беседы с Богом.
Мимо боли времени нельзя молиться по-настоящему — не родишь подлинный вопль, подлинную жажду, ибо не будешь знать, понимать нужду ближнего. Равнодушие не может входить в молитву как в истину о Боге, мире и человеке.
Молящийся входит в Бога и некоторым образом входит в Его всезнание и всеведение. Молитва - целительна, она исцеляет человека, вводя его, пусть на время, в Господню целостность. Потому тот, кто всегда молится, становится вполне целым (только для этого надо молиться по-настоящему - петь сердцем). В этом смысле нельзя молиться мимо целостности и всеведения Господних, нельзя не войти в это пространство смысла и истины. Потому номинальный монах может не молиться, а имитировать молитву внешним образом, а художник может вознестись на эту высоту в процессе творческого делания и принять откровение.
Бог не лежит в кармане у православного, как пачка сигарет у курильщика. Бога надо добывать денно и нощно, снова и снова. Но присутствует Он не нашими усилиями по добыче, а в согласии с Его волей и природой, т.е. присутствует лишь в уподобившихся Ему. Бога надо выбирать снова и снова в каждый текущий момент времени. Или же надо не выходить из Бога никогда, но это отдельная тема - про юродство.
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий