Может ли беззаконие быть законным? А законное может ли оказаться вне рамок закона?
По каким признакам тогда их можно различить?
Важна, прежде всего, система координат, в которой осуществляется оценка т.н. законности. Только правового поля - недостаточно, необходимо так же нравственное измерение, в котором должно рассматриваться само правовое поле. Иначе... Концлагеря были вполне законными в рамках правового поля фашистской системы.
Юридизм легко может поглотить нравственное измерение, и тогда никто не сможет дать верную оценку происходящему. Человек вне нравственного измерения - человек ли?
При этом важно понимать, что и нравственность может быть подменённой, со смещёнными, искажёнными смысловыми центрами. Такова, например, нравственность Великого инквизитора...
ВОПРОСЫ 1
Евгений Смотрицкий
Вопрос:
Закон - оружие массового поражения.
Закон это минимум морали. Если закон вне/без морали - он теряет под собой почву, основания. Блестяще сказано: нужна система координат и , добавлю, вектор...
Мой ответ:
А вектор и определяется нравственной системой координат.
Кстати в этом смысле векторов в принципе всего два: добро и зло (по существу, а не по кажимости различаемые). Что не вписывается ни в тот, ни в другой - не имеет вектора вообще, а втягивается другими силами как инертное (это тёплые, которые ни горячие, ни холодные).
Вопрос: Ещё слышу, что различают легальность и легитимность. ...
Мой ответ: Да, тут тоже возможны игры. Спасибо, важное замечание.
ВОПРОСЫ 2
Игорь Петухов
Вопрос:
Пора бы уже учёным написать Теорию Нравственной Относительности.
Признание существования Бога предполагает безусловную любовь к Нему.
Но, вот, среди Его творений присутствует какое-то фундаментальное препятствие всеобщей безусловной любви. Обусловливающей, правда, саму возможность развития. Борьбу за жизнь, за выживание.
Возможно сатана( талантище!) придумал и воплотил эту идею "отрицательной обратной связи" для устранения застоя беззаботной жизни в Раю, к которому вела заложенная для лабораторных условий «положительная обратная связь».
Нахулиганил, увлёкшись своей научной идеей.
Но, опять— вопрос вопросов. Он же был первым творением среди ангелов. И в нём первом проявился феномен ревности к младшим творениям. Что-то о ревности младших к старшим не слышно. Младшие мечтают вырасти, чтобы обладать возможностями старших. ( политического вида жизни тоже касается)))
Ревность же старших в стремлении превосходить младших по первенству происхождения.
Конечно, встречается и взаимная любовь или хорошие отношения. Ну, так ведь, и остальные ангелы чем-то заняты.))
Встречаются и среди младших экземпляры, стремящиеся занять место старших по-подлому.
Ведь не Исав продал первородство за чечевичную похлёбку. Ему бы это и в голову не пришло!( нет, его безалаберное отношение к Богу не оправдываю) Иаков , аки змей-искуситель соблазнил голодного(!!!) брата едой. Он злохитростью своей сторговал( именно торговал!) чечевицу за первородство.
...
Хотя, может быть и это разновидность ревности, как острого недостатка.
Вот, кажется.
Старшие ощущают недостаток по их мнению положенного им.
А младшие — неположенного.
Мой ответ:
Мне кажется, вопрос именно в потребности. Кому не надо - и не получает, даже если положено. Что-то схожее случается с причастником, который считает, что ему Бог должен, и что причастие непременно осуществится по воле свыше. Про свою волю удобнее не думать - всё в руках Божьих, а они, как известно, благи (т.е. давание гарантировано). А вот и нет, никто ничего не гарантирует. Ленивый и самовлюблённый раб суть одно. Почему? Потому что лень - признак отсутствия жажды, от которой только и возможно Присутствие (вне присутствия никакое подлинное, творческое делание невозможно).
Вопрос:
А не от соблазна ли обладать чем-то не утруждаясь к тому лень? Трудясь же к иному, доставляющему удовольствие большее нежели неудовольство чаемым. То есть, предавание иррациональному при достаточности рационального. Когда в нужде совсем край и не осталось видимой возможности, тогда упование на Бога, как действительно последнюю надежду, откроет путь к спасению... но, опять же, без иррациональных излишеств. Людские чаяния о том, что их за какие-то достоинства осыпят без меры благами, кажутся безосновательными. Максимум — крайне необходимым. И это надо усмотреть, и за это надо, конечно быть благодарным. Безмерно.
Мой ответ:
Так это оно и есть - обладать, не утруждаясь. Как будто это возможно. Даже вор, укравший нечто, обладает ли украденным? Просто присвоил. Это сродни тезису: ни в одной книге не прочтёшь больше, чем знаешь. Вопрос масштаба смотрения на вещи. Пирог-то многослойный, а люди оценивают всё, глядя на одно измерение. Все слои есть, но их некому съесть...
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий