С кем говорю? С собой - другой собой, лучшей, той, которая знает Бога и которую знает Бог. И, кажется, она со мной говорит чаще, чем я с ней. Я и есть - она. Я больше помню и знаю ту себя, которая знает Бога и которую любит Бог.
С Богом говорю - реже, чем с собой, но знаю, что Он со мной говорит постоянно, непрерывно (слышу это в себе). Он бесконечно длится во мне, поёт. Он - Песня! Его разговор со мной и есть моя молитва. Моя молитва - это Его молитва обо мне. Другой молитвы, думаю, не бывает. Другая молитва суть - молитвословие, это упражнение в молитве, которое может перетекать в молитву.
А ещё говорю с другими, точнее с другим - всегда это кто-то конкретный, кто-то один. Но говорю я богу в нём, как правило, а не ему - человеку. Говорю той собой, которая и со мной говорит, и с другими - равно. То есть для меня не так велика разница говорю с собой или с другим - всегда говорит та, другая я, которая знает Бога и которую знает Бог. И этот «ключик» открывает для меня внутренние миры таких же людей (в этом таких же, но других во всём остальном - например, Цветаевой или Платонова...), мы хорошо понимаем друг друга на уровне бога в нас: их божественное обращается к божественному в мне и наоборот.
Если говорю с другими, то с Целым мы (это качественное, а не количественное мы, это - божественное в нас). Бога в нас я слышу лучше, чем человека в нас. Человека в нас, который сам по себе, я побаиваюсь.
Я здешняя знакома мне меньше, чем я нездешняя. Здесь живу больше нездешней - это неправильно. Надо здешнюю вырастить вровень с нездешней, а не здесь жить нездешней. В этом, я думаю, наша общая болезнь с Цветаевой. Болезнь или призвание - знает только Бог. Об этом Цветевское «Что же мне делать, певцу и первенцу...». И правда ведь непонятно, что делать в таком случае.
(Какой собой больше живёшь, движешься, та и развивается. Если первотолчок был к росту внутреннего, духовного, человека, если доминанта на внутреннем человеке, получается либо герой, либо гений, либо юродивый, но никак не обыватель. Для развития внешнего, социального человека нужен первотолчок внешний, а не внутренний - «кто не успел, тот опоздал»... Об этом феномене говорят, что Бога открывают одинокие, и что писателями становятся дети с трудным детством - в них просто внутренний человек включается раньше, социального).
================================================
Что же мне делать, слепцу и пасынку,
В мире, где каждый и отч и зряч,
Где по анафемам, как по насыпям —
Страсти! где насморком
Назван — плач!
Что же мне делать, ребром и промыслом
Певчей! — как провод! загар! Сибирь!
По наважденьям своим — как по мосту!
С их невесомостью
В мире гирь.
Что же мне делать, певцу и первенцу,
В мире, где наичернейший — сер!
Где вдохновенье хранят, как в термосе!
С этой безмерностью
В мире мер?!
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий