Труд понять другого, в чём он должен заключаться? В контроле за своими настройками: другого можно понять только из своей подлинности. То есть, если я выхожу навстречу другому как псевдоличность и вхожу в контакт своей псевдостью, я никогда не сумею понять другого правильно. А что такое моя псевдость? Это корыстность, это эгоизм и желание доминировать над другим, это самостная ветхость натуры. Понять другого можно только находясь во Христе, тогда и другой для меня открывается в своей подлинности — во Христе.
* * *
Всё сказанное говорится на том или ином этаже, и очень важно понимать, на каком этаже находится говорящий, чтобы верно его понимать. Сказанное на уровне неба неверно слышит земное ухо. Небесное следует слушать небом в себе или, по крайней мере, понимать, что небесные, нездешние слова не для здешнего уровня восприятия — здесь они просто невозможны, заложенные в них небесные смыслы не имеют здешних аналогов.
* * *
На каком этаже говорить: на своём или на этаже собеседника? Вопрос не так прост, как кажется. Мол, с ребенком надо говорить на его языке, со взрослым — на его. То же и в духе. Это не совсем так. Говорить надо из своей подлинности, а это значит — на своём этаже. Другое дело, что говорить можно по-разному: слыша собеседника и не слыша. Не слыша другого говорить бессмысленно, потому правильно не подстраиваться под уровень другого, а уважать его уровень — т.е. не надмеваться, не говорить нарочито сложно. Говорить доступно — не значит говорить примитивно. Так же как с ребёнком надо говорить нормальным своим языком, но о том, что вы можете разделить.
* * *
Правда, бывает такой уровень подлинности, который сложно разделить с кем-то другим, кроме Бога. Из этой предельной подлинности общаться невозможно с тем, кто не научился ещё быть подлинным. Одиночество поэта родом из этой предельной подлинности, как и одиночество пророка. Иов страдающий так же одинок среди друзей, его никто не может понять, кроме Бога. В страдании, особенно в предельном страдании, быть неподлинным невозможно.
Однако подлинная радость, которая, как правило, добывается страданием, оказывается ещё более сложным для понимания другого состоянием. Но радость — это своего рода богатство, в отличие от страдания — своего роды нищеты. Подлинная радость всегда сопряжена с Богом, а в Боге мы сильны и прекрасны, в Боге мы добры и великодушны, и потому легко покрываем немощи другого.
31 августа; 29 декабря 2019
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий