Многие хорошие темы рождаются в общении - в беседе или переписке. Так было и в этот раз.
Я написала стихотворение. Вот это:
Сижу и плачу. Что могу спасти?
А ничего! Да и спасать не надо -
не вынуть рай из адовой сети,
но упразднится свыше сила ада.
Я знаю, знаю... Всё ж сильна тоска
о том, что жило и чего не станет:
трепещет в теле жаждой лепестка
небесный звук, который в голос ранен.
22 декабря 2021
И получила на него отзыв, в котором содержалась такая мысль: «Это — предельно точно, правильно, и сразу звучит в душе. Иными словами — это она, Поэзия!». Оттолкнувшись от этих дружеских слов, я понеслась мыслью дальше («поэта далеко заводит речь» — Цветаева. То есть — Мысль, Одна Большая Мысль сразу обо всём, с которой и внутри которой беседуют и поэты, и философы, и богословы...). Позже я уточнила, прояснила (ибо возник вопрос) — для себя же:
Это точность поэтическая, но не богословская. Потому что спасать на самом деле надо, иначе не спастись. «Бог спасает нас, но не без нас» (свт. Афанасий Великий). «Бог помогает не спящим и не дремлющим (свт. Тихон Задонский). Чтобы Бог пришёл нам на помощь, мы должны сами действовать, должны быть на пределе своих сил, а не в расслабленном состоянии — мол, Бог спасёт.
И вот это неразличение поэтической точности и богословской — один из диагнозов времени, потому я проговариваю все эти азбучные истины.
Истина — не линейна, она имеет объём, в котором даже противоположные тезисы не отменяют, а дополняют друг друга. И это есть высшая бытийная поэзия.
* * *
Поэтическая правда - это правда момента, переживания, это глубинная суть всего, что есть в мире. Богословская правда, если сравнивать её с поэтической, это правда метода.
Поэзия - о том, что есть, а богословие - о том как есть то, что есть.
* * *
Поэт - это человек, говорящий в Боге. Святой - это Бог, говорящий в человеке.
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий