Желание управлять, командовать чужим даром, желание поработить дар, повелевать дару - не наглость ли это? Ведь даже своим даром управлять невозможно: дар сам по себе уже направлен, дар всегда имеет направление, ибо дан для чего-то, и надо только постараться понять в чём его направление, чтобы внятно понять и в чём его суть.
Управлять даром невозможно, но содействовать ему или, наоборот, противодействовать - можно. Дар можно развивать или «зарывать», но нельзя им командовать. Манипулировать можно человеком, но не его даром. Само стремление манипулировать чужим даром - всегда недоброе, ещё более недоброе, чем стремление командовать другим человеком.
Дар может быть раскрытым и нет, его можно открывать, изучать, можно служить другому(им) своим даром и не служить, не раскрывать. Дар - не заслуга и не проклятье, дар не награда и не наказание. Дар - форма служения, и его нельзя ставить в услужение прихотям - своим и чужим (об этом сказка про Золотую рыбку). Дар отзывается на нужду другого - реальную, бытийную нужду, а не на чью-то прихоть...
И в этом смысле жизнь всякого другого человека - дар, кому он предназначен? Как минимум, всякий человек дар Богу, потому что несёт его путём жизни, приумножая - должен нести...
Всякий человек - дар Бога другим людям, человек уподобляется Богу, становясь даром Богу. Содействовать такому раскрытию человека навстречу Богу (в том числе богу в другом), раскрытию дара в человеке и есть дело всякого дара. Это и есть литургия - общее дело.
Апостолы - ловцы человеков не в смысле присвоения себе их душ, а в смысле помощи раскрытия в них дара жизни.
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий