Украина: Искушение духа

Автор: Светлана Коппел-Ковтун

1. Лабиринты сознания. Виртуальная реальность внутри нас

В кинофильмах часто мелькает такой сюжет: преступники, желающие ограбить банк, подменяют картинку на мониторах охранников и затем, под её прикрытием, беспрепятственно действуют.

То же самое можно проделать с сознанием человека — подменить картинку реальности. Сознание — это нечто вроде зеркала, отражающего действительность: чем вернее, точнее картинка в воображении, тем адекватнее действует человек. По большому счёту, покаяние — это как раз процесс, приводящий воображаемую картинку в соответствие с реальностью. Не зря так высоко ценится дар рассуждения — ведь здраво рассуждать (и действовать) можно, лишь адекватно воспринимая себя, события и мир вокруг.

Когда злоумышленники подменяют картинку реальности, они автоматически переключают на себя управление и как бы устанавливают «ненасильственный» контроль над личностью, ведь люди действуют, исходя из того, какую картинку видят.

Герой американо-французского фильма «Иллюзия обмана»1 говорит: «Что такое магия? Нацеленная дезориентация!». Пример такой «магии», применённой политтехнологами-манипуляторами — фашисты, упорно называющие антифашистов фашистами. При активной поддержке этого мифа в СМИ, массы будут дезориентированы и пойдут убивать своих героев. Не таким ли способом фарисеи настраивали против Христа иудеев, кричавших сначала «Осанна!»2, а потом «Распни Его»3?

Что происходит с человеком, в сознание которого внедрена ложная картинка, ложный образ, ложное представление? Его сознание отрывается от реальности и погружается в ложную, подменённую виртуальную реальность, в некие лабиринты сознания, блуждать в которых можно бесконечно, а вот выйти назад (покаяться) с каждым шагом вперёд (в лабиринты) становится всё труднее. Для покаяния требуются шаги назад.

Когда сознание оторвано от реальности, оно становится похожим на мыльный пузырь, плавающий в замкнутом пространстве. Он ни с чем не связан, ни с чем не соотнесён, он не имеет возможности объективного суждения, т. к. объективация возможна только через соприкосновение с реальностью.

И хотя реальность осталась на месте, воспринимающий её инструмент повреждён, а значит: не столь важно что происходит на деле, важно, что напишут об этом газеты [12]. Этот природный феномен лежит в основе информационных войн.

Люди, как правило, легкомысленно относятся к словам, а во времена подмен это крайне опасно — можно потерять не только суверенитет страны, но и «суверенитет» собственного сознания, т. е. оказаться исполнителем чужой воли и даже не заметить этого. Все жертвы манипуляций во время цветных революций (наёмники, само собой, не в счёт) совершают нелогичные, иррациональные поступки и часто действуют вопреки реальным своим интересам. Манипулятором внушается иной образ мира, чем есть на самом деле, и человек действует, исходя из ложного видения, понимания. Такой «мыльный пузырь», псевдосознание, и руководит «сознательными» поступками обманутого. Виртуальный муляж мира, ложная картинка — ключ к управлению миром реальным.

Наше представление — это некий гарант последующих действий: от воспринимаемой картинки в голове зависит оценка происходящего, принятие решений и, в конце концов, действия, поступки. Человек — это набор процессов, и не все они находятся под контролем субъекта. Если понимать «как это работает», если знать логику процессов, можно легко программировать поведение человека через подмену представления.

Больше того, каждый человек, который не познал себя, имеет все шансы оказаться контролируемым и ведомым кем-то другим. В этом смысле развитая (в христианском понимании) личность — неудобный объект для манипуляторов: она себя наблюдает и блюдёт. К сожалению, преобладающее большинство живёт иначе, и потому возможны информационные войны. Неконтролируемое хозяином (индивидом) сознание берётся в плен манипуляторами, ради достижения тех или иных целей. Оно, по сути, подменяется псевдосознанием, и человек становится в некотором смысле душевнобольным: он теряет контроль над собой и способность воспринимать что-либо, кроме дозволенного манипулятором. Отсюда бесполезность дискуссий с людьми, сознание которых подверглось такому насилию. Аргументы, с помощью которых можно что-либо доказать или объяснить, некому воспринять — хозяин сознания улетел в виртуальный космос, созданный для него манипулятором. Он живёт в воображаемом мире и действует, исходя из того, что воспринимает его повреждённое агрессором сознание.

Зачастую манипулятор действует постепенно, внедряя новую картинку пошагово, «пиксель за пикселем», отвлекая внимание человека от подлинно значащего и подменяя смыслы лишь некоторых понятий. Об аналогичном приёме обмана говорит и Льюисовский Баламут [10], т. е. в подобное состояние искривлённого, смещённого сознания попадает человек и погрешая по своей воле. Ведь грех4 — это промах, непопадание в цель, но не потому что человек стрелять не умеет, а потому, что его восприятие искривлено ложным (греховным) видением. Баламут говорит, что настоящее зло, настоящую ложь человек отвергает, потому приходится хитрить: надо говорить правдивые слова, давать настоящие советы, но несвоевременные, как, например, правильные для пожара инструкции внушать во время наводнения. Обманутое сознание не сразу понимает свою ошибку, т. к. в самой «инструкции по спасению» ошибка не содержится. Слова верные, но неверно прилагаются и применяются не вовремя, не по назначению. Собственно, с богословской точки зрения, грех отвечает на вопрос «КАК?», а не на вопрос «ЧТО?», то есть важен именно образ, способ действия, использования (как всем известный нож, который можно использовать во вред или во благо).

Таким образом, манипулятор, если вы сразу не определили его как агрессора, а допустили к себе как друга и советчика, действует по той же логике, что и бесы во время искушения. Помните эту схему? Враждебный помысел — внимание и собеседование с ним — согласие с ним в сердце — действие5. Манипулятор внушает помысел через внедрение ложного образа, а дальше идёт расчёт на логику процессов и самостоятельное развитие «посева».

Смещённое сознание как бы заводит человека одной ногой, одним пальчиком ноги, всё в тот же виртуальный лабиринт, и если человек не ощутит подмену на этом уровне (например, сердце ему подскажет: что-то не так), то второй шаг в лабиринты псевдореальности он сделает уже сам, просто потому, что будет двигаться вперёд. И чем дальше вперёд, тем большим будет становиться разрыв между реальностью и воспринимающим её сознанием. С каждым шагом внутрь лабиринта, человек будет всё больше отдаляться от истины, от себя настоящего, его личность будет всё больше виртуализироваться, согласуясь с подменённой реальностью, а возврат назад, покаяние, будет становиться всё более затруднительным, требующим большого напряжения сил — подвига. Не о том ли нас предупреждал свт. Василий Великий, говоря: «Тот кто смотрит на зло без отвращения, тот скоро станет смотреть на него — с удовольствием»? [13] Не потому ли станет возможным, что «настанет некогда время, и человеки вознегодуют, увидев неподверженного общей болезни, восстанут на него, говоря «ты по преимуществу находишься в недуге, потому что неподобен нам». К приведённым выше словам прп. Антония Великого свт. Игнатий Брянчанинов добавлял: «здесь весьма не лишним будет заметить, что этому одному надо очень остеречься помыслов ложного смиренномудрия, которые не преминут быть предъявлены ему демонами и человеками, орудиями демонов. Обыкновенно в таких случаях плотское мудрование возражает: неужели ты один прав, а все или большая часть людей ошибаются. Возражение, — не имеющее никакого значения. Всегда немногие, весьма немногие шествовали по узкому пути: в последние дни мира путь этот до крайности опустеет» [6].

Когда произойдёт аналогичная подмена на уровне ценностей, человек окажется в роли голодного Буратино, который вместо реального котелка с пищей будет иметь перед собой его изображение, картинку.

Суть манипуляторской подмены — как раз отрыв от реальности, подмена реальности картинкой: бутафория вместо настоящего. «Мерзость запустения»6.

Есть ещё один очень важный результат погружения человека в иллюзионное пространство — разделение. Господь призывает нас: будьте едины!7 Но единство достижимо только во Христе, который есть Истина. Путь к жизни в Истине — покаяние, т. е. соотнесение своего восприятия реальности с реальностью, смирение (знание меры, согласование своей личной правды с Истиной). Человек, находящийся в ложной виртуальной реальности, чьё сознание смещено ошибкой (погрешностью, грехом), оказывается заключённым в комнате кривых зеркал — изолированным. Стены его тюрьмы — виртуальны, и он как бы сам их возвёл, но он — жертва подмены истинных смыслов. И эта жертва совершенно одинока (мыльный пузырь). Только истина, истинное понимание, истинное мировоззрение спасает от одиночества. Таким образом, изолированное от реальности (частично или полностью) сознание индивида оказывается атомизированным, лишённым необходимейших для нормальной жизни связей. «Ад — это место, где ничто ни с чем не связано» (Т. С. Элиот)8, но двери ада заперты изнутри (Сартр [14]).

Читатель непременно спросит: а есть ли какое верное средство от этой болезни? Можно ли как-то себя защитить, застраховать?

Давайте обратимся к мудрости Православия, и вспомним, что не бывает падения прежде возношения. Самовозношение (самомнение) — главный сообщник агрессора и враг всякого человека. «Настоящий враг — это самость. Это наш враг, потому что он против любви. Когда я занимаюсь собой, я не люблю других. Когда я хочу присвоить себе то, что принадлежит другому, я становлюсь убийцей своего брата, подобно тому, как Каин убил Авеля» (Архим. Дионисий (Каламбокас) [8].

Если внимательно присмотреться, то ставки всегда делаются на низменное в нас. Самость — троянский конь, в «брюхе» которого в наше сознание внедряются всевозможные вражеские агенты, порабощающие нас. «Кто кем побеждён, тот тому и раб»9, «Не делайтесь рабами человеков!»10.

Неразвитое, инфантильное сознание переполнено самомнением. Оно не знает себя, не помнит о своей немощи. Оно мнит себя знающим, компетентным, великим и гордым. Оно ослепляется гордостью и потому обречено на порабощение.

Но гордость многолика. Бывает, что она выдаёт себя за ревность по святости, за ревность по Богу. Блуждающему в лабиринтах сознания, заключённому в псевдореальности-виртуальности, осознать свою повреждённость крайне тяжело.

Свет разума — Господь11, а потому любовь к Богу является «нитью Ариадны», без которой вообще нельзя выбраться из такого лабиринта. Только важно, чтобы любовь эта была реальной, а не «картонно-виртуальной», бутафорской. «Покаяние заключается в том, чтобы прийти в сознание, принять решение и действовать соответственно» (Митр. Сурожский Антоний (Блум) [2].

Всякого рода ярлыки, звучные лозунги не должны нас интересовать. Не надо красить «свои гробы»,12 рядясь в красоту, Господь сам обновит их, если мы будем искать Его и только Его. Но опять же — реального, а не виртуального, подменённого, бутафорского.

Приложение:

Святитель Феофан Затворник (Говоров)
Ревнителю спасения

…Ревнителю спасения предлежит непрерывная борьба с дурною своею стороною. Что это за дурная сторона, всякий знает. Это — эгоизм (себялюбие), самоугодие, саможаление, — всё делать для себя, в своё удовольствие, в свою выгоду, в свою честь. Действиям, в каких это совершается, — сметы нет…

Проявляется же оно иногда только помыслом о дурном, когда представляется уму предмет дурной, иногда чувством дурным, иногда позывом на дурное, иногда вместе и влечением к нему, более или менее сильным… Всё это для души — не чистое, но ещё не грешное. Последнее начинается согласием на дурное; которое переходит в решение сделать дурное. Волна искушения обыкновенно, идёт так: прежде всего представляется в мыслях худое или глаз увидит что, и виденное пробуждает мысли недобрыя. Это есть прилог, или приражение. Тут нет грешнаго, ибо то и другое невольно нападает… Если вы тотчас, как только сознаете, что это худое, воспротивитесь ему и к Господу обратитесь, вы сделаете должное — подвиг духовный. Но если вы не воспротивитесь, а станете думать и думать, не сопротивляясь, не ненавидя, не отвращаясь: то это уж недобре. Душа пошатнулась… И тут нет ещё греха, но шаг к греху уже сделан. Бывают помыслы худые, неотвязчивые. Пусть их — уж это вражие дело… Но коль скоро вы нималаго благоволения к ним не оказываете, а тотчас отвращаетесь и стоите в сем отвращении, то вы в добром положении. Итак, первое: — пришли мысли дурныя, — гнать; опять пришли, — опять гнать, и так, не переставая, пока не отойдут. Когда отойдут, это значит — враг обратился в бегство. Но он опять подступит… Тогда опять то же делать… Так и определили отцы-подвижники, что коль скоро кто прогонит первый худой помысл-прилог, приражение, — то тем пресекает брань…

Но если кто займётся помыслом этим и станет думать о нём и думать, то он сделал второй акт грехопадения, который состоит во внимании к злому помыслу, или собеседовании с ним. И тут нет ещё греха, а только полагается ему начало. Третий момент в грехопадении — сочувствие худому помыслу, когда приятно думать о нём и самое дело представляется приятным. Тут больше греха, но ещё нет его. Это нечистота… Четвёртый момент в грехопадении есть склонение воли, пожелание греховнаго, хотя ещё не решительное. Тут уже грех есть, ибо есть дело произвольное. Чувствами не всегда можно владеть, но пожелания в нашей власти. Однако же всё это ещё не настоящий грех, а только преддверие к нему. Пятый момент — согласие на грех, или решение согрешить. Тут грех настоящий, только внутренний. За этим не замедлит явиться и грех делом…

И се настоящее падение, пагуба души, потеря благодати, подпадение под власть врага… Так вот… гоните помыслы, не вступая с ними в разговоры, подавляйте тотчас сочувствие, уничтожайте пожелания… В этом вся борьба… Бывает, что помысл, сочувствие и пожелание — все в один момент произойдут… Ничего… В таком случае, они все стоят будто прилог… И борьба — всё удобно прогонит их.

…Главное, — оружий бранных никогда не снимайте. Будьте всегда, как воин на страже, осматриваясь непрестанно кругом, из опасения, как бы не прокрался враг и не обманул чем… Как только заметите, что подходит недоброе, сейчас поражайте то, — неприязнию, ненавистью и гневом. Это то же, что подать, в грудь нападающего. Затем, вопийте к Господу, Матери Божией и Ангелу-Хранителю о Помощи. И не переставайте вопить, пока не пройдёт.

Всё дело внутренней жизни в этом: заметить врага; подать ему в грудь и вопить к Господу. [17]

2. «Русский Бог»

Согласно легенде, Мамай после поражения в Куликовской битве признал величие т.н. «Русского Бога». Можно по-разному относиться13 к этому идиоматическому выражению, но факт воинской доблести, стойкости и чести, являемый русскими воинами, неоспорим.

Языки! ведайте — велик российский бог!
(В.А. Озеров «Димитрий Донской»)

Русский мир тем и отличается от западного, что у него своя, особенная шкала ценностей. Причина, вероятно, коренится в различии религиозных доктрин христианского Востока и Запада. Православная антропология считает человека сотворенным таким образом, что лишаясь благодати, он перестаёт быть равным себе — как бы лишается головы, в то время как согласно западному, католическому вероучению, благодать — это, скорее, корона, надетая на голову сотворённого Богом человека. Неприятно, конечно, в результате грехопадения потерять корону, но всё же это несравнимо меньшее зло, чем лишение головы.

В этом контексте вполне понятен и афоризм «русский человек без Бога — дрянь», восходящий, вероятно, к мысли славянофила А. И. Кошелева:14 «Без православия наша народность — дрянь. С православием наша народность имеет мировое значение».

Идиома «Русский Бог» свидетельствует о мистическом переживании особой миссии, особенной религиозной одарённости, которая выражается в том числе и в наивности, и в роковой непрактичности, неспособности устраивать земное бытие так же хорошо, как умеют это делать люди западного склада. Отсюда и скепсис:

Бог ухабов, бог метелей,

Бог просёлочных дорог,

Бог ночлегов без постелей,

Вот он, вот он, русский бог…

<…>

К глупым полон благодати,

К умным беспощадно строг,

Бог всего, что есть некстати,

Вот он, вот он, русский бог.

(П. А. Вяземский «Русский бог»)

Князь Вяземский хорошо передал гамму чувств, которые и сегодня переполняют многих представителей русской интеллигенции, являющейся, скорее, антирусской, ибо, как никогда ранее, ненавидит Россию. Это странно, потому что нынче Запад не тот, что прежде, и по-настоящему передовые люди мира, чтущие традиционные человеческие ценности, с большой надеждой смотрят как раз в сторону России.

Процессы расчеловечивания, фашизации, диктата сексменьшинств и прочие либертаристские безумства, насаждаемые правительствами западных стран, настораживают здравомыслящих людей. Мир стоит перед новой угрозой, которую ещё предстоит осмыслить. И помехой на пути осмысления является всегдашняя инерция и некое «неверие» людей в запредельное зло.

Но ведь мы живём уже после Освенцима и после Нюрнберга, все ужасы уже случились и осуждены — это неоспоримо. Мы знаем на что способны расчеловечившиеся люди…

Даниил Гранин в одном из своих интервью вспоминал:

«О фашизме не было адекватного представления — не только потому, что после договора о ненападении критика гитлеризма вообще исчезла из газет, а потому, что сам фашизм ведь явление до некоторой степени иррациональное, за гранью человеческих представлений. Советский Союз мог быть сколь угодно жесток, но до таких степеней расчеловечивания не доходил, и главное — не говорил о них с такой запредельной откровенностью. Лично моя ненависть началась с первого пленного немца, фашистского лётчика. Нас больше всего тогда поразило, что он о нас, славянах, говорил сострадательно. «Ну, что вы можете сделать? Против кого лезете? У вас сортиры на улицах» — и прочая, прочая, о русском дискомфорте, об отсутствующем быте, о непролазном невежестве… Это именно был монолог человека о животных, брезгливый — и эта брезгливость решила дело».

Заносчивость, горделивая самонадеянность погубила Гитлера с приспешниками. Погубит и нынешних его последователей, если только сам мир не рухнет под бременем человеческой низости и подлости. Самое время вспомнить о русском чуде, о «Русском Боге», о достоинстве русского человека. Ведь нетрудно заметить, что гонение на русских и русскость, то самое узнаваемое брезгливое, пренебрежительное отношение к другому человеку (еврею, славянину, «титушке», «колораду» — без разницы) и новые обесчеловечивающие европейские ценности подаются «в одном флаконе». Неужели мы примем это?

В степи, покрытой пылью бренной,

Сидел и плакал человек.

А мимо шёл Творец Вселенной.

Остановившись, Он изрек:

«Я друг униженных и бедных,

Я всех убогих берегу,

Я знаю много слов заветных.

Я есмь твой Бог. Я всё могу.

Меня печалит вид твой грустный,

Какой нуждою ты тесним?»

И человек сказал: «Я — русский»,

И Бог заплакал вместе с ним.

(Н. А. Зиновьев «Я — русский»)

Сегодня вполне очевидно стало, что хаотичность, некая цивилизационная недооформленность — это не только недостаток, но и дар, благословение. Наш мир не настолько технологичен, не настолько тоталитарен, как западный — в нём есть место человеку, свободе человека. А значит, есть место и Богу.

Твердишь, что нету здесь везенья,

Что здесь живёт одна беда,

Что здесь тебе не та среда…

А ты б дождался воскресенья!

(Н. А. Зиновьев «Уезжающему из России»)

В среде творческих людей, которые знают цену дару вдохновения, хорошо понимают, что не волевым, не умственным усилием достигается творческий успех. Лучшие идеи — приходят сами, случайно, а не придумываются авторами. Потому и называют случай псевдонимом Бога15.

Нижеследующий текст о русских мальчиках хорошо иллюстрирует сказанное:

«Какой-нибудь немецкий профессор Вагнер, всю жизнь просидевший над мудрёными книгами, в конце её посмеет вывести формулу, по которой можно будет предположить, что в такой-то точке небесного свода, возможно, существует неизвестное, невидимое нам небесное тело.

А русский мальчик, ни слова не зная по-немецки и услыша в передаче из других уст слух о гипотезе такого профессора, уснёт под утро, промучась всю ночь над тайной вселенной, а утром на смех всем европейским, да и отечественным профессорам начнёт доказывать, что не в такой-то точке, а в такой-то; и не предположительно, а пренепременно; и не какое-то небесное тело, а именно звезда, да ещё и со спутниками… И с такой страстью будет доказывать, будто от этой звезды вся его дальнейшая карьера зависит: карьера его, конечно, от этого зависит — это уж точно, только совсем в обратном смысле, — короче, загубит он свою карьеру окончательно, так и помрёт осмеянный. А через два-три года после его безвестной смерти какой-нибудь другой учёный Вагнер математически докажет его правоту. Только это уже будет не его правота, а учёная, вагнеровская…

Нетерпеливы русские мальчики, им хочется сразу всего, одним разом либо пристукнуть весь мир зла и несправедливости, либо обнять и жизнью своей защитить его красоту от прихлопывания других. Всё или ничего…

Но сердцем, но страстью, но провидением душевным, но убеждённой устремлённостью бескорыстия им открывается многое и такое, чего не возьмёшь простой учёностью и усидчивостью». [15]

Да, русский человек по природе непрактичен, наивен, доверчив, как ребёнок, но тем и богат. Ведь и Христос когда-то выбрал в ученики простых рыбаков, чтобы не человеческое мудрование легло в основу христианства, а Божья премудрость.

Возможно, Россия мила Богу как раз цивилизационной детскостью. В ней не всё подконтрольно ограниченному человеческому разуму, не всё схвачено жадными человеческими руками — в России есть пока место чудесам Божьим.

«Я боюсь стать таким, как взрослые, которым ничто не интересно, кроме цифр» (Антуан де Сент-Экзюпери) [19]. И Христос говорит: «Будьте как дети!»16. Все художники — немножко дети, и все, кто сохранил в себе ребёнка — немножко русские.

Но дети любят играть во взрослых. Случается такое и с народами. И как же опасны манипуляторы-технологи, внушающие неразумным «детям» развратные идеи. Стремление казаться тем, кем не являешься, стимулирует стараться больше, ещё больше… И тогда самый прагматичный прагматик может оказаться обманутым. Особенно, если его сознание живёт не сегодня, а вчера — как у большинства людей (они сначала проживают, переживают нечто, потом осознают и реагируют), но чтобы успевать, чтобы адекватно и вовремя реагировать, надо мыслить вперёд — в завтра. Манипуляторы мыслят и действуют чуточку завтра.

И ставку делают они не только на детскую наивность, неразборчивость и неразвитость масс, но и на слабости человеческой натуры, на её склонность ко греху.

3. Осёл на плечах

Если слушать чужие речи, придётся взвалить ослана плечи.
Прп. Амвросий Оптинский [5]

Иммунитет — это природный механизм защиты от болезней. Смысл его в том, что организм борется со всем вредоносным, инородным, вторгающимся в его жизненные процессы: сначала он определяет нечто как инородное, а затем сражается с ним. Это своего рода война — за жизнь.

Что такое толерантность мы отчасти уже поняли: не только в биологическом, медицинском смысле, но и в социальном. Это сбой механизма самоидентификации, механизма самосохранения — болезнь неразличения. Как дальтоник не различает цвета, так толерантный (не культурный или вежливый, а именно толерантный) человек не различает хорошее и плохое, полезное и вредное. Такому человеку можно внушить всё, что угодно — отторжения не будет.

И внушают: не просто терпимость ко злу и порокам, нет, — требуют признать отклонение — нормой, болезнь — здоровьем. А конечная цель — даже не уравнивание добра со злом (высокого и низменного), а диктатура зла. Цель — осквернение, поругание человека ради поругания храма души, ради отрыва от Бога и утраты Его образа.

Думается, диктатура сексуальных извращенцев — ещё не самое страшное, что может случиться с нами, если «толерантное помешательство» восторжествует в обществе. О самом страшном можно лишь догадываться, вслушиваясь в душераздирающее: «Или́, Или́! лама́ савахфани́?»17.

Хотя, почему «если…»?

Мы уже помрачились в духовной сфере — толерантность перепутали с любовью, потому и не замечаем как действует этот «вирус» на уровне духа.

* * *

Знаете на что похож вирус, подселяемый технологами в народный организм? На многоголового дракона, который вырастает из зёрнышка: малого и вкусного. И эти многие головы связаны между собой, они — едины, ибо растут из одного корня (самости): рубишь одну, а на её месте две новые вырастают. Как такого победить? Надо бы одновременно срубить все головы, но это невозможно. Значит, надо разить дракона в сердце, но сердце его в зерне, а зерно — съедено и стало частью человека, изменив его картинку мира. В христианстве такое состояние изменённого сознания называется прелестью. Чтобы выйти из него, нужны многолетние духовные подвиги. А много ли людей, способных к таким подвигам? Увы, мало. Один способ — не кушать инфицированную «печеньку», а уж если съел… Малое зерно начинает вращаться внутри со страшной скоростью. Оно — словно клубок змей, взаимозависимых процессов, постоянно развивающихся, раскрывающихся, стремящихся к воплощению и логическому завершению. Каждый отдельно взятый процесс находится в тесной связи с другими, но действует согласно собственной логике. Такой «пучок» процессов, вброшенных манипуляторами в сознание, способен переформатировать его до неузнаваемости.

Подменённые смыслы технологи часто предлагают в качестве «заморских лакомств» или «высоких добродетелей» (кому что соблазнительней), на которые падки люди.

Расчёт делается на индивидов с незрелым мыслительным аппаратом (их всегда большинство): дитя-народ18 легко проглотит инфицированное вирусом «яство», ибо тянет в рот всё, что ни попадя (не ешь, козлёночком станешь!). Но заразиться этим духовным вирусом могут и вполне развитые, разумные люди, если соблазнятся блеском изворотливого «зёрнышка» или некритично отнесутся к внушениям «инфицированных» ближних (как в фильме «Чужие»19).

Важно понимать, что технология воздействует не на рациональное, а на духовное в нас, искушая подобно демонам. И, наверное, можно всё свести к трём искушениям, которые обозначил прп. Авва Дорофей: сластолюбию, сребролюбию и славолюбию [1]. С той поправкой, что даже демонское искушение — процесс для нас природный, естественный, в отличие от используемой ныне технологии массового введения в прелесть. Демоны работают с индивидуальным сознанием, а технологи — с массовым. И выход из естественного состояния (даже болезненного) всегда проще, ибо вход в него был естественным, а значит и выход может быть найден естественным путём. Чего не скажешь о введённых в изменённое состояние сознания с помощью новейших психотехнологий (зомби).

* * *

Духовный вирус, который так мастерски внедрили технологи в украинский социальный организм, похож на малое зерно — не всякому дано заметить его в «печеньках Нуланд20». Оно изменчиво как хамелеон: сокрытые в нём смыслы, искажаются в несколько поворотов (не меньше трёх). Люди с одновекторным мышлением обречены воспринять первый из подсунутых манипуляторами «ярлык» (мыслештамп) — вместо реальности. Им не под силу многовекторность объёмного видения.

Чтобы разглядеть подмену, чтобы схватить ускользающий смысл, нужно умом уворачиваться, уклоняться от «пуль-лжеидей» примерно так же, как Нео в фильме «Матрица»21.

Кстати, для усиления эффекта дезориентации манипуляторы любят пускать в глаза смысловую пыль. Это множество ярких, красочных и совершенно бессмысленных «фантиков-слоганов», всевозможных «этикеток», «ярлыков» — т.е. смысловых штампов (шумов), которые совершенно не значимы, но выглядят значимыми. Чем больше «пыли» вокруг, тем проще отвлечь человека от смыслового ядра, хранящего подлинную суть понятия — его надо увлечь листочками, чтобы подменить корень. А когда операция по прививанию чуждого корня к сознанию будет завершена, из него в нужное время вырастет преогромное «дерево» и принесёт нужные манипулятору «плоды».

Дерево затем превратится в дракона, а дракон — в «осла» на плечах…

4. Воспаление самости

Кое-чего вы уже достигли, Джойс. Вы не хотите быть слугой.
Теперь вам осталась самая малость — перестать хотеть быть господином.
Стругацкие [16]

Раб не умеет быть свободным: он либо лебезит и пресмыкается, либо заставляет других пресмыкаться. Нормальные отношения, когда люди общаются с уважением друг ко другу, на равных, ему неведомы. «Кто кем побеждён, тот тому и раб»22, и только побеждённый Богом обретает в себе освобождающую истину. И речь, конечно, не о номинальных «богомольцах», у которых молитва на устах, а в сердце золотой телец или, ещё хуже, сатанинская злоба, ненависть.

Многие недопонимают суть трагедии предателя Христового Иуды, не понимают, что сребролюбцем он назван не потому, что за 30 сребреников предал учителя, а по свойству своей натуры, по характеру доминирующей в нём страсти. Иначе почему бы он удавился? Достигнув желаемого? Нет, не так всё просто! Иуда жаждал рая земного, он, как и все тогдашние иудеи, ждал мессию не ради Царствия Небесного, а из желания владычествовать над народами. И он верил, что Христос — мессия, только по-своему. Ему и в голову не приходило, что этого невинного человека (мессию!) распнут — это было невозможно по его представлениям. Но нам сейчас важно другое: Иуда боготворил богатство, радости земного существования были пределом его желаний, а Христос казался только средством. Не то же ли происходит ныне со многими украинцами, в том числе воцерковлёнными?

Показательна реакция на рекламную акцию одного из торговых центров Киева «Приди раздетым — уйди одетым», потрясшая организаторов. Полуголые люди в большом количестве толпились в центре города, ожидая подачки. Потребительскую вакханалию сразу сравнили с балом сатаны (или с сеансом чёрной магии в варьете) в романе Булгакова23.

Такой «народ» — мечта технологов-манипуляторов. Чтобы получалось как в фильме-сказке24 про Буратино:

На дурака не нужен нож

ему с три короба наврёшь

и делай с ним, что хошь.

И наврали, и сделали, что хотели. В итоге героями стали называть убийц, фашистов, а их жертвы оказались не просто изгоями, но были названы преступниками, террористами и… фашистами. Воистину дьявольская подмена.

Так же как дружба с Америкой и война с Россией… Оболваненный, словно обкуренный, люд по сути согласился с тем, что корова — хищник, а волк — даёт молоко.

Откуда же такая слепота? Почему половина страны словно сошла с ума? И почему одни легко повелись на ложь, а другие не приняли её?

Мы ничего не поймём, если будем смотреть на майдан только как на социальный или политический феномен. Майдан — религиозен по природе. В майдан верят как в Бога, не требуя доказательств.

* * *

Кого Бог хочет наказать, у того отнимает разум25 — это ещё древние греки понимали. А христианство учит: «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать»26. Ослепляет гордость! И манипуляторы делают свою ставку на гордость, на сводящую с ума самость. Они, шаг за шагом, нагнетают, раскручивают в душах горделивое самомнение, гонор, чванство и тем разрушают ум людей, смещают границы нравственной нормы.

Красноречивое тому доказательство — украинское ТВ. Как-то случайно, накануне майдана, я посмотрела запись ток-шоу «ДНК2. Код українки» и была в ужасе от уровня общения участников передачи. Шок и от темы (генетическая чушь про то, что украинцы и русские — никакие не братья), и, главное, от принятого за норму хамства.

Всё это — уже майдан, полуфабрикат майдана. Кичливое, одурманенное псевдоисторией, псевдоидеологией сознание, оторванное от своих корней, было легко закрутить на майданное безумие и кощунство. Фашистский душок, кстати, ощущался с самого начала — не верьте в мирный майдан, его не было. Была инсценировка мирного майдана с участием всё тех же ослеплённых, кичащихся и не желающих рационально мыслить людей.

Иррациональность майданящих схожа с логикой героя анекдота. Говорит Бог украинцу: «Проси у меня чего хочешь, и я дам тебе, но с оговоркой, что у твоего соседа будет вдвое больше», и тот ответил: «Выколи мне глаз!».

Украина по факту решилась закончить жизнь самоубийством, лишь бы досадить России — той самой России, благодаря которой Украина обрела и земли, и народ, и государственность, и Крым (он законно «ушёл домой»), и которая все годы т. н. «нэзалэжности» поддерживала её существование, на которой завязана украинская экономика, и в которой реально живут родственники большинства украинцев. Такая глупость, низость и неблагодарность! Предательство одним словом. Иудин грех… Не зря же Украина выбрала себе в герои отъявленных мерзавцев (скажи, кто твой герой, и я скажу, кто ты).

Искусственно разжигаемая ненависть к русским, фашистские лозунги — всё это убийственно, прежде всего, для самих украинцев. У сербов существует поговорка: «На небе Бог, а на земле — Россия». И они правы, это исторически верно.

Россия начиналась не с меча,

Она с косы и плуга начиналась.

Не потому, что кровь не горяча,

А потому, что русского плеча

Ни разу в жизни злоба не касалась…

<…>

И вечно тем сильна моя страна,

Что никого нигде не унижала.

Ведь доброта сильнее, чем война,

Как бескорыстье действеннее жала.

<…>

Россия начиналась не с меча,

И потому она непобедима!

(Э. Асадов) [3]

Дорого заплатит фашиствующая Украина за своё безумие — уже платит. Жаль только невинных людей, страдающих и гибнущих во имя поругания святынь, во имя каинова и иудина грехов.

Вспоминается в связи с Майданом и Фонвизин:

«Дурное расположение людей, не достойных почтения, не должно быть огорчительно. Знай, что зла никогда не желают тем, кого презирают, а обыкновенно желают зла тем, кто имеет право презирать. Люди не одному богатству, не одной знатности завидуют: и добродетель также своих завистников имеет. Они всею силою стараются развратить невинное сердце, чтобы унизить его до себя самих; а разум, не имевший испытания, обольщают до того, чтоб полагать своё счастие не в том, в чём надобно» (Д. Фонвизин) [18].

На самом деле на Украине сейчас идёт цивилизационная война, и развязан геноцид по духовному признаку: под прицелом «русскомыслящее» население. Главная проблема не языковая, а мировоззренческая. Ведь многие бандеровцы говорят по-русски, среди поджигателей Дома профсоюзов в Одессе тоже было много русскоговорящих и даже причисляющих себя к прихожанам УПЦ МП27.

Лишь быть русским по духу — запрещено, а быть украинцем (не путать с малороссом или новороссом) отныне означает ненавидеть Россию и, для большего эффекта, необходимо сочувствовать фашистской идеологии.

Знать подменили Украину,

Не узнаю родной народ:

Как будто души кто-то вынул,

Вложив в сердца вселенский лёд.

(А. Конопля, 2014)28

Если человек не загорелся от зловещего костра Майдана, если он остался верен традиционным ценностям (т.е. вирус Майдана не действует на него), такому человеку отказано в праве на жизнь. И созданы все условия для осуществления геноцида: обесчеловечивание (наименование сначала «титушками», а потом «ватниками», «колорадами», «пророссийскими террористами» вся вина которых — любовь к России), боевые действия с применением запрещённых видов оружия, отсутствие гуманитарных коридоров, фильтрационные лагеря, тотальная ложь в СМИ с охотой на честных журналистов, нагнетание злобы и ненависти с целью разжигания большой войны в перспективе.

Не так давно итальянский журналист и политический деятель Джульетто Кьеза29 сообщил общественности ещё одну, более прагматичную причину войны на территории Новороссии:

«Важная новость: 5 областей Украины были проданы, лучше сказать — подарены корпорациям Shell и Chevron на следующие 50 лет. То есть, навсегда, потому что в соглашении, о котором стало известно несколько дней назад, говорится, что контракт может быть продлён по желанию сторон на любой срок. Вследствие чего население, проживающее на этих территориях, было или будет подвержено экспроприации. То есть, у них будет отобрана в прямом смысле земля из-под ног. Что прячется под всем этим? Буквально сказать — сланцевый газ. О каких областях идёт речь? О 7.884 квадратных километрах, которые относятся, как бы случайно, к Луганской и Донецкой области: это те области, на которых сейчас идут бои».

Выходит, Киев ведёт войну против собственного народа, прикрывшись всевозможными лозунгами, только потому, что там, под землёй, есть газ, который уже продан Shell и Chevron. «Разрушить города и сделать непригодными для жизни земли, выгнать собственников с их земли, уничтожить как можно больше жителей — всё это соответствует плану. Контракт предусматривает именно это», — резюмирует Д. Кьеза.

Реальность в отличие от манипулятивных слов — цинична и жестока.

Но «легче одурачить людей, чем убедить их в том, что они одурачены»30. Болезнь ума хранит сама себя, защищает порабощённое сознание от всего, что может его освободить, пробудить. Пойманные за самость люди сами поддерживают своё безумие, боясь обнаружить заблуждение.

Разновидностей самости много, и нет в мире человека, не заражённого ею, но не в каждом она сидит на троне и царствует.

Понять как работает технология оболванивания можно и на примере огорода. Выращивать сорняки намного легче, чем культурные растения: они сильнее, живучее, крепче корнями. Технологи приходят на заброшенные огороды человеческих душ и начинают удобрять сорняки, подавляя и выдёргивая все другие, полезные, культурные растения. Ставка делается на низменное, а с горки катиться легко и весело.

5. Духовное самоопределение

Для большинства украинцев это началось в 2004 году, когда выборы президента из политического пространства переместились в духовное. Доказательством такого смещения стал невиданный ранее накал страстей: люди ссорились, ругались, да так, что распадались семьи и многолетние дружбы, школьницы рвали друг дружке волосы, хотя ничего толком не знали и вряд ли смогли бы объяснить причину своей неприязни. Общество разделилось на две части: тех, кто поддерживает т. н. «западный вектор развития», и тех, кто его категорически не приемлет.

Только духовное столь глубоко разделяет и противопоставляет друг другу людей. В Послании к евреям апостола Павла есть такие слова: «слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные»31.

Кстати, уже тогда, в 2004 году, как и в последующем 2014, особо агрессивно вели себя проевропейски настроенные «оранжевые».

Это был не теоретический спор «западников и славянофилов» — то была реальная духовная драка: противодействие, сопротивление духовному насилию, которое переживали многие. Инородный тоталитарный дух пришёл в наш общий дом, в наше общество и потребовал подчинения. Начиналась активная фаза «пересборки нации» с привлечением новых героев, мифов, новой истории, с внедрением новых мировоззренческих парадигм, новой шкалы ценностей. И те, в ком сказалась живая память предков, не подчинились. Многие не понимали разворачивающихся процессов по изменению самоидентификации народа, но отвергли их на уровне сердца32 — как опасные, чуждые традиции, культуре, своей природе.

Даже неискушённые в богословии читатели знают, что бывают люди доброй и злой воли; добропорядочные граждане (а также праведники и святые) и нечистоплотные, низкие (преступники и злодеи). И как бы ни внушали нам, что правда у каждого своя, что нет единых критериев оценки и нет плохих и хороших поступков, совесть не соглашается с уравниванием добра и зла. «Кто разрушает ограду, того ужалит змей»33.

В Евангелии от Матфея34 рассказывается, как некий человек посеял на своём поле пшеницу, а враг его на том же поле разбросал ночью и семена сорняков («плевелы» в переводе со старославянского «сорняки»). Когда поле зазеленело, оказалось, что вместе с пшеницей взошли и плевелы, и работники предложили выдернуть их. Хозяин принял другое решение: «он сказал: нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы; оставьте вместе расти то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою».

Эту притчу вспоминают, когда речь заходит об отделении плохого от хорошего, вредного от полезного, истинного от ложного. «Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они»35, — предупреждает ап. Иоанн. В нашей жизни, в наших душах добро со злом смешано, перепутано до тех времён, когда Господь выйдет на Жатву. Тогда и отделятся зёрна от плевел, и скажет Господь неверным, не любящим Его: «Истинно говорю вам: не знаю вас»36.

Сказанное относится к последним временам, ко времени разделения единого народа Божия на «овец» и «козлищ», когда одни станут по правую сторону от Господа, а другие по левую. И определять кого куда будут не умные симпатии, не мировоззрение, а сокровища сердца — реальное содержание душ.

Ныне народом Украины переживается подобие апокалиптического разделения — процесс самоопределения. Разобраться умом что выгоднее, что правильнее многие не успевают — нет времени на осмысление и анализ. Всё происходит очень быстро, в условиях информационной блокады и тотальной атаки на сознание. Критерии добра и зла смещены, размыты, устранены, подменены. Общество словно погрузилось во мрак, и только внутренний свет, накопленный душами (если он есть), помогает отличать правду от кривды и добро от зла.

Когда-то единая страна Украина разделена ныне на две не по политическому, а по духовному признаку. Это важно для правильного оценивания происходящего и для адекватной реакции. Достаточно непредвзятого взгляда на факты, чтобы это стало очевидным.

Украина Майдана — агрессивна, корыстна, лжива. Это она гнала обманутый народ в ЕС, она жгла стоящих на страже порядка беркутовцев и обвиняла их в собственных преступлениях, она сожгла в Одессе, в Мариуполе невинных людей и радовалась, гордилась убийством беззащитных сограждан, она же стреляет по городам Новороссии, по мирным жителям (женщинам, детям, старикам), по домам, школам и больницам, она же бросает своих раненых вояк на поле боя, не заботясь об их спасении, она же стреляет в спину солдатам, которые не хотят воевать с мирным населением.

Другая, антимайданная Украина, совсем иная. Она — охранительница, защитница, она скорбит о гибели каждого человека (ополченцы взяли в руки оружие, чтобы защитить свои дома и семьи). Она жаждет мира, но не ценой предательства идеалов, не ценой порабощения. Эта же Украина спасает раненого лётчика, брошенного своими, легко забывая, что перед ней поверженный враг. Она же кормит солдат-срочников украинской армии, пригнанных помимо воли воевать, она же их жалеет, стараясь уберечь от роли «пушечного мяса», она отпускает пленных к матерям.

Только слепой не увидит, что это духовно разные Украины. Соединить их воедино невозможно, как невозможно соединить добро и зло.

Но есть и третья Украина — ещё не определившаяся. Это, наверное, самая массовая часть народонаселения. Представлю её в лице юноши — призывника осени 2013 года, товарища дочери по дворовым играм. Ему посчастливилось стоять плечом к плечу с Беркутом в первые дни Майдана, он был в числе заблокированных в одном из админзданий Киева. Он плакал в ту ночь, что не доживёт до утра и страстно ненавидел майданящих, а сейчас так же страстно ненавидит «сепаратистов» и сражается против них в рядах бойцов украинской армии.

Заметил ли сам боец, что в битве добра со злом, которая сейчас происходит на Украине, он оказался уже по другую сторону баррикады? Заметил ли, что предал людей, защищавших его от агрессивного Майдана? Социальная личность, не развившая своего внутреннего человека, наверное, обречена на такую участь.

Ирония судьбы в том, что именно руками таких «не плохих — не хороших» людей совершается большинство преступлений. Они легко подчиняются чужой агрессивной воле, силе, они легко внушаемы. Они готовы верить и подчиняться манипуляторам, потому что не умеют стоять в себе, в истине, в добре, потому что не развили свою личность ни в добре, ни во зле. Бродский называл таких людей «жертвами истории» [4]: то есть, не теми, кого убили, а теми, кто соучаствовал во зле как в некоей исторической необходимости.

6. Две Украины

В начале 90-х прекратила своё существование УССР, и начала отсчёт своих лет совершенно другая — постсоветская Украина, стремящаяся стать антирусской.

Первая исчезла в политическом смысле, но живёт в сердцах людей: как чувство родства и близости ко всем братским народам бывшего СССР, как дружественность вообще к любому народу и человеку. Эта своего рода доброта и неагрессивность — признанные общечеловеческие качества — раздражает представителей другой Украины, «антимоскальской». Её патриотизм всегда граничит с фашизмом, ибо не столько любит, сколько ненавидит. Свободу приверженцы второй Украины понимают исключительно как свободу от всего русского. Девиз их: «убей русского!» — в себе и в другом.

Подобное было уже в истории. Сто лет назад в концлагеря Талергоф и Терезин попадали люди, не желавшие отказываться от имени «русский» (украинцами тогда называли лишь униатов и галичан).

* * *

Примечательна запись в дневнике классика украинской литературы Ивана Франко: «Меня сегодня кровно образили (польс., «оскорбили») меня обозвали украинцем, хотя все знают, что я — русин».

Так же не считал себя украинцем Г. Сковорода, писавший о себе: «Я босоногий русский философ».

И в паспорте Тараса Шевченко, хранящемся в его музее, чётко записано — православный малороссиянин!37

Так что ложь начинается там, где украинцев как они есть противопоставляют русским, потому что украинцы в своей культурной сути, в своих корнях, и есть — русские. Но существует давняя мечта западного мира — завоевание Руси, и для этой цели все средства хороши.

Включая и создание «новояза»38 — «мовы». Достаточно взять в руки наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов «Повесть временных лет» (XII в.), который был составлен в Киеве, чтобы убедиться в лживости теории антирусского украинства. Смысл такого вранья — сотворение «манкуртов»39, «янычар»40 из русских.

Стоит вспомнить и классика укр. литературы И. Нечуя-Левицкого, который, отвечая на вопрос, кто мы — русичи или поляки, возмущался, что украинский язык, сформировавшийся на основе приднепровских диалектов, засоряется галицкими говорами и полонизмами. В «Кривом зеркале украинской мовы» Нечуй-Левицкий утверждает, что Грушевский заводит «нахрапом на Украине галицкую мову и правопис», «копает яму, в которой можно захоронить навеки украинскую литературу» [11]. Возмущение писателя вызывали не только многочисленные полонизмы и германизмы, но и грамматика на основе польского или латыни. «Выходило что-то тяжёлое, — писал он, — что его ни один украинец не может читать… эта чудернацкая мова отторгла от украинской литературы много украинцев, которые читали украинские книжки или имели тягу к родной литературе» [20].

Пантелеймон Кулиш, автор кулишовки, отказался от неё, но экспериментом заинтересовались власти Австрии. Наместник Австрийского императора объяснял вмешательство государства в языкознание тем, что «рутены» не сделали ничего, чтобы обособить свой язык от великорусского, так что приходится правительству взять на себя инициативу в этом отношении. Из алфавита изгнали буквы «ы», «э», «ъ». Изменения мотивировали тем, что подданным австрийского императора «и лучше, и безопаснее не пользоваться тем самым правописанием, какое принято в России» [20].

«Клянусь, — писал Кулиш, — что если ляхи будут печатать моим правописанием в ознаменование нашего раздора с Великой Русью, если наше фонетическое правописание будет выставляться не как подмога народу к просвещению, а как знамя нашей русской розни, то я, писавший по-своему, по-украински, буду печатать этимологической старосветской орфографией. То есть — мы себе дома живём, разговариваем и песни поем не одинаково, а если до чего дойдёт, то разделять себя с Россией никому не позволим. Разделяла нас лихая судьба долго, и продвигались мы к единству русскому кровавой дорогой, и уж теперь бесполезные лядские попытки нас разлучить» [20].

Украина, бывшая Малороссия («малая» изначально означает не «маленькая», а «исконная», как Краков столица Малой Польши, то есть изначальной Польши, и малополяки гордятся тем, что они малополяки), никогда не была и не будет антирусской. Однако существует вирус антирусского украинства, выращенный искусственно, как и униатство, с единственной целью — поработить Русь.

* * *

Слово «фейк»41 в современной массовой культуре означает интернет-утку, выдаваемую за реальную новость. Но современные технологи научились создавать даже фейковые народы и государства (пример — террористическая группировка «Исламское государство Ирака и Леванта»).

Полнота фейка достигается посредством подмены подлинного народа фейковым, и тогда западные миротворцы «спешат на помощь» рукотворным друзьям под прикрытием демократических лозунгов. При этом фейк объявляет фейком всё, что не есть фейк.

Важно не перепутать реальную Украину и фейковую. Фейковая — нежизнеспособна, её смысл не в созидании, а в разрушении.

СНОСКИ:

1Фильм «Иллюзия обмана» («Now You See Me»). 2013. Реж. Луи Летерье.

2Ин. 12:13.

3Ин. 19:15.

4В русском языке слово «грех» изначально по значению соответствовало понятию «ошибка» (ср. «погрешность», «огреха»). Аналогично греки обозначали понятие греха словом ἁμάρτημα (ἁμαρτία), означающим «промах, погрешность, провинность», либо синонимичным ему словом παράπτωμα; а иудеи — словом «хэт» (непреднамеренный грех) — «промах».

5Подробнее см. приложение к главе 1.

6Мф. 24:15.

7Ин. 17:21. Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня.

Иоан. 17:22 И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино.

8Из вступления к «Аду» Данте.

92 Пет. 2:19.

101 Кор. 7:23.

11«Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума…» (тропарь праздника Рождества Христова).

12Мф. 23:27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мёртвых и всякой нечистоты.

13«Русский Бог» — выражение, восходящее к древности и передающее представление патриотически настроенного религ. рус. человека об особом покровительстве, оказываемом Творцом его народу. Согласно легенде величие Р. Б. было признано ханом Мамаем после его поражения в Куликовской битве. Как патриотич. формула, идиома «Р. Б.» получила распространение в лит-ре рубежа 18–19 вв. (Н. М. Карамзин, Н. А. Львов, В. А. Озеров) и особенно в поэзии и офиц. документах периода Отеч. войны 1812 (В. В. Капнист, С. Н. Марин, М. И. Кутузов и др.). Сходным образом использовалась она и позднее (В. К. Кюхельбекер, Н. М. Языков и т. д.). Вместе с тем постепенно утвердившийся официозный характер выражения вызвал многочисл. случаи его иронич. употребления (А. А. Бестужев и К. Ф. Рылеев, А. С. Пушкин, П. А. Вяземский, П. И. Якушкин, П. В. Шумахер и пр.).

14Согласно H.А. Бердяеву афоризм содержится в письме А.И. Кошелева к А.С. Хомякову.

15Мысль высказывалась многими литераторами, среди них Б. Паскаль, М. Цветаева, А. Франс и др.

16Мф. 18:3.

17Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Евангельская цитата: «около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или́, Или́! лама́ савахфани́? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46 и Мк. 15:34).

18«Народ — дитя». Слова императрицы Александры Романовой, супруги императора Николая II.

19Фильм «Чужие». 1986. Реж. Джеймс Кэмерона.

20Виктория Нуланд — американский политик, официальный представитель Государственного департамента США.

21Фильм «Матрица». 1999. Реж. братья Вачовски.

222 Пет. 2:19.

23Булгаков Михаил. Мастер и Маргарита.

24«Приключения Буратино». 1975. Киностудия Беларусьфильм. Советский двухсерийный музыкальный фильм по мотивам сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

25Впервые мысль встречается в дошедшем до нас фрагменте трагедии неизвестного древнегреческого автора: «Когда Божество готовит человеку несчастье, то прежде всего отнимает у него ум, которым он рассуждает». Имеется латинский вариант: «Quos Deus perdere vult dementat prius» (Кого Бог хочет погубить, того он сначала лишает разума). Правильно понять мысль, содержащуюся в этом афоризме, помогают слова неизвестного греческого поэта, которые приводит афинский оратор Ликург (390–324 гг. до Р.Х.) в речи против Леократа: «Когда гнев богов постигает человека, то прежде всего божество отнимает у него здравый смысл и даёт превратное направление его мыслям, чтобы он не сознавал своих ошибок».

26Иак. 4:6.

27Роль УПЦ МП в событиях Евромайдана, как и роль других религиозных организаций Украины, достойна специального исследования.

28Александр Конопля [9] — молодой поэт из г. Буды (Украина)

29Джульетто Кьеза (итал. Giulietto Chiesa)

30Англ. It’s easier to fool people than to convince them that they have been fooled — афоризм, приписываемый Марку Твену, но вряд ли ему принадлежащий.

31Евр. 4:12.

32«Есть на свете предметы, которые можно воспринять только глазом (напр., свет или цвет); есть такие предметы, которые доступны только уху и слуху (напр., звук, пение, музыка); подобно этому есть такие предметы, которые могут быть восприняты, пережиты и приобретены только любовью (будь то любовь чистого инстинкта или любовь, прокаленная духом). К таким предметам принадлежит и родина» (Ильин И.) [7].

33Еккл. 10:8.

34Мф. 13:24–30.

351 Иоан. 4:13.

36Мф. 25:12.

37Великие «украинцы» не хотели быть украинцами. Матвейчев О. А.

38Англ. newspeak. Оруэлл Д. [12]

39Манкурт, согласно роману Чингиза Айтматова «Буранный полустанок» («И дольше века длится день») — это взятый в плен человек, превращённый в бездушное рабское создание, полностью подчинённое хозяину и не помнящее ничего из предыдущей жизни. В переносном смысле слово «манкурт» употребляется для обозначения человека, потерявшего связь со своими корнями, забывшего о своём родстве.

40Тур. yeniçeri (йеничери) — новый воин.

41От англ. fake — подделка, подлог, фальшивка

Список литературы:

  1. Авва Дорофей. Душеполезные поучения
  2. Антоний (Блум), митрополит. Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия. Беседы на Евангелие от Марка. Главы 1–4
  3. Асадов Э. Избраное
  4. Бродский И. Нобелевская лекция
  5. Жить — не тужить. Изречения Амвросия Оптинского. Москва, «Никея», 2011.
  6. Игнатий Брянчанинов, святитель. Отечник
  7. Ильин И. «Путь духовного обновления», гл. 6.
  8. Интервью с архимандритом Дионисием (Каламбокас) для журнала «Что Есть Просвещение?» (США). Пер. с англ. монахини Серафимы (Шумейко)
  9. Конопля А. Слышны раскаты жабьих песен
  10. Льюис К. С. Письма баламута
  11. Нечуй-Левицький І. Криве дзеркало украiнськоi мови. Київ, 1912
  12. Оруэлл Д. 1984
  13. Пастыри о борьбе с кощунством
  14. Сартр Ж. П. За закрытыми дверями
  15. Селезнёв Ю. Достоевский
  16. Стругацкий А, Стругацкий Б. Стажёры
  17. Феофан Затворник (Говоров), святитель. «Наставления в духовной жизни»
  18. Фонвизин Д. Недоросль.
  19. Экзюпери А. Маленький принц. Перевод Норы Галь
  20. Яременко Н. Кому нужен «новояз».

2014

Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун

7

Оставить комментарий

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.