Можно ли быть православным, не понимая православие? Можно!

Автор: Светлана Коппел-Ковтун

Можно ли быть православным, не понимая православие? Можно! Достаточно просто быть человеком с чистым сердцем. То есть, вопрос не надо сводить к понимаю - в деле спасения оно вторично. Однако понимание - крайне необходимо для тех, кто любит поспорить. Странно, но встречаются православные, мнящие себя православными, для которых спорить важнее, чем понимать. Вот это совершенно неправильная позиция. Спорить вообще невозможно, не понимая - это будет просто скандал, а не спор. Потому, прежде чем оспаривать другого, надо потрудиться понять его. Спорящий же, не понимая того, что сказано другим - безумен и спорит не об истине, а о доминировании.

* * *

Христианином делает человека Христос, а не катехизатор.  То есть, вне приобщения вся катехизация - ни о чём. Именно это мы сегодня наблюдаем. Значит акценты расставлены неверно. Проблема не в отсутствии катехизации (её продавливают взамен подлинного приобщения - любовью во Христе). Не в ту сторону уклон. Именно этот уклон погружает пастырей и паству во взаимные претензии - вместо любви.

* * *

Возможна ли святость без катехизации? Да, возможна.

* * *

ДАЖЕ ЕСЛИ ДЛЯ ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА СВЯТОСТЬ ВОЗМОЖНА ВНЕ КАТЕХИЗАЦИИ, ЗНАЧИТ ОНА ВОЗМОЖНА В ПРИНЦИПЕ. Понимание вторично. И тогда возникает вопрос: что же первично? Первично - приобщение, т.е. благодать. Муштра без приобщения сильно заслоняет Бога.
Изначально это были мысли по поводу того, что люди остаются непросвещенными, годами посещая церковь. Почему? Потому что нет приобщения, нет живого причастия, есть только формальное. Не зря кто-то из св. богословов говорил, что священниками должны становиться только те, кто имел личную встречу с Христом - чтобы приобщать.
Нет подлинного приобщения - нет и горения духа. Зато есть тьма претензий, а претензия - это вместолюбовь.

Душевный человек может быть умным и всё понимать, может быть надрессированным, при этом оставаться недуховным - непросвещённым. Потому первично - приобщение, ибо без приобщения невозможно и дОлжное научение, а без научения святость возможна при условии сердечного приобщения. Сам Христос - Учитель приобщённых.

«А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф. 23:8-12).

* * *

Прп. Паисий Святогорец рассказывал, что в древности в Эсфигменском монастыре жил какой-то неграмотный старец-простец, который имел послушание ухаживать за старыми братиями. Как-то раз больной монах попросил у него рыбки поесть. Старец спустился в один из монастырских подвалов, встал на колени возле окна, выходящего к морю, и стал молиться так: «О, Святая Вознесения! Пошли больному старчику рыбки!». И свершилось чудо! Из моря выпрыгнула рыба и, трепеща, упала возле него. Благодаря Бога, он поднял рыбу и приготовил желанное кушанье для болящего старца. Этот незлобивый простец думал, что Вознесения — это какая-то святая. Заметим, что Эсфигменский монастырь построен прямо на морском берегу, и его соборный храм освящён в честь Вознесения Господня.

5
Есфигменский монастырь в честь Вознесения Господня на Афоне.

 

Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун

Добавить комментарий

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.