У животных взаимодействия - ритуальны

Автор: Светлана Коппел-Ковтун

У животных взаимодействия - ритуальны. Животные иначе не могут. так что и наше ритуальное в некотором смысле тоже животного (социального, т.к. человек - социальное животное) происхождения. Преодоление природных ритуалов происходит двумя путями: 1) как результат отпадения, выпадения из царства природы в потусторонее царство демонов - демонизация; 2) как перерастание уровня животного - свобода во Христе. Первое - результат преступления против жизни, неуважения к жизни, т.е. нарушение норм жизни. Второе обретение большей степени жизни, чем хранит ритуал.
Ритуал - животный способ не озвереть, в человеческом понимании этого слова. Зверь - не животное, а демонизированное животное, отпавшее от нормальной природной жизни, причём демонизироваться может только то, что обладает духовной природой (человек, ангел)*.

Природная для человека жизнь - в Боге и с Богом. Бог может жить внутри человека, но животные лишены возможности познавать Бога, потому их хранят ритуалы. Ритуалы - это нечто вроде социальных инстинктов (ветхое начало в нас). Ритуалы - это Вместоприсутствие, т.е. отсутствие личной встречи с Бытием*.

Ритуал хранит то, чего не имеет, ибо жизнь - не в ритуале, а в Присутствии. Тогда ритуал - хранит место для возможного будущего Присутствия, это приглашение Присутствия. 

Юродивый - внеритуальный человек.

Покорность некоторых видов животных воле человека, вероятно, тоже отчасти ритуальна  и заложена на уровне инстинктов для корректного взаимодействия с человеком.

Ритуал - это ожидание Присутствия (надежда животных?).

В таком случае, традиция - это тоже нечто ритуальное, т.е. оберегающее место для возможного Присутствия. И эпоха постмодерна, сметающая традиции, может расчищать площадку для грядущего Присутствия. Постмодерн делает акцент на Присутствии, и от его ужасов спасает ТОЛЬКО Присутствие.

* * *

При этом ритуальность - память о Боге, т.к. она в некотором смысле надприродна, ибо надфизиологична. Ритуал - это уже культура, а не природа. Хотя я сторонник включения культуры в рамки природы, наша природа предполагает культуру точно так же, как предполагает питание и дыхание - всё это необходимые условия для разноуровневой жизни. И, вероятно, это верно не только для людей, но и для животных - хотя бы отчасти. Не даром же в нас одна и та же жизнь протекает рекой по венам и душам (только наличие духа различает человека и животное и то, при наличии оного).

* * *

Мысли эти давно бродят в голове, но в этот раз ощущения оформились в конкретное видение - благодаря Ве. Когда он голоден, он не просит, а ритуально идёт в будку, рядом с которой стоит его мисочка, и ждёт. Знак! Он весь в такого рода жестах, которые мы далеко не всегда замечаем и верно читаем.

Кстати, это чистый пример поэтического метода познания, когда через деталь (в данном случае  Венькино ожидание еды в будке) открывается вид на нечто большее - целое, частью которого является деталь. Мгновенный проблеск, искра разворачивается в нечто длящееся непрерывно.

--

* Свиньи, в которых вошли бесы, жить не смогли.

Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун

Добавить комментарий

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.