Мы мыслим совестью, потому суд бессовестного - всегда неправеден, ложен, корыстен, всегда в пользу зла. Суд недостаточно совестливого человека - тоже ложен, потому суд ветхого, не преображённого во Христе человека далёк от истины.
Ветхий (самостный) человек не в состоянии различать в человеке действия природных механизмов от личностных поступков, а суду подлежат только личностные неправды. Когда же та или иная природа оказывается в травмирующих обстоятельствах, она естественным образом повреждается в соответствии с причиняемым воздействием, и эти повреждения сказываются в поведении человека (животное в нас, растение в нас - повреждаются в согласии с законами своей природы, и эти травмы, естественно, меняют человека в согласии с законами природы). Так же и личность осуществляет тот или иной выбор в травмирующих обстоятельствах, и это также сказывается в поведении человека. То и другое следует различать, и за естественное повреждение нельзя никого осуждать, т.к. природные повреждения никак не зависят от личностного начала.
Правда, порой человек в экстремальных обстоятельствах нарушает, преодолевает на краткое время законы природы - ходит на сломанных ногах, например, но требовать подобное от человека недостойно и недопустимо. Требовать от другого неприродного, надприродного поведения, требовать от другого совершения им подвига - пошло, подло и нередко преступно (подвиг на себя берёт или не берёт личность - это её право выбора). В этом смысле законы и социальные правила должны быть гуманными, т.е. не обременять человека избыточными претензиями.
Как правило, избыточные претензии к другому выказывают люди недостойные, низкие, не исполняющие даже обычного, природного. Собственно нравственность в нас развивается от любви к истине, к Богу, которая всегда сопрягается с уважением к другому, а деградация нравственности - это готовность унижать другого, не желание считаться с человеческим достоинством другого. Об этом вся русская классика, в этом главный нерв русского сострадания человеку в мире.
* * *
Очень многие люди судят Цветаеву за природные повреждения, забывая о том, что природа человека обычного (обывателя) и природа поэта - различны. Травмировать поэта несравнимо проще, потому что он тоньше устроен.
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий