Когда религия вырождается в секту?

Автор: Светлана Коппел-Ковтун

На вопросы отвечает религиозный поэт и эссеист Светлана Коппел-Ковтун

Вечное мыслят вечным в себе, а не невечным. Описания вечного, которыми все пользуются, добыты теми, кто видит вечное вечным в себе —  это и есть откровение. И понять его по-настоящему можно только вечным в себе. В этом ловушка для тех, кто пытается своим рациональным, ограниченным умом мыслить о немыслимом.

Вопрос: Когда религия вырождается в секту?

Светлана Коппел-Ковтун:  Когда не развивает, а ограничивает сознание. Когда смыслы не проясняются, а, наоборот, размываются и затемняются. Когда базовые религиозные основания подменяются спекулятивными ярлыками-пустышками, ублажающими те или иные хотелки. Когда активируется в адептах самостное, корыстное, вместо чистого, нездешнего. Когда упор делается на эмоциональную сторону, которой подменяется духовное содержание. Когда выхватывается фрагмент целостного учения, и к нему начинают относиться как к целому.

Вопрос: Любая ли религия может выродиться в секту?

Светлана Коппел-Ковтун: Да, любая.

Вопрос: Православие не исключение?

Светлана Коппел-Ковтун: Не исключение. Сектантское понимание православия всегда присутствует в отдельно взятых головах.

Вопрос: И эти головы могут объединиться в единую организацию?

Светлана Коппел-Ковтун: Секта может существовать как социальный феномен, т.е. не обязательно существует юридическая организация. Но это всегда некое единство в духе.

Вопрос: Разве единство в духе возможно вне Христа?

Светлана Коппел-Ковтун: Футбольные фанаты едины не во Христе. Поклонники пончиков или блондинок - тоже, хотя между ними есть некое родство. Но это поверхностное единение, а не глубинное, как во Христе. Глубинное, личностное (а не в страстях) осуществимо только во Христе.

Вопрос: Единение в добре и во зле - в чём разница?

Светлана Коппел-Ковтун: Единение ради чего-то хорошего (в смысле неплохого) тоже не обязательно во Христе происходит, человеческого* измерения порой достаточно (единое хобби, профессия, сфера интересов и пристрастий, вкусовщина, наконец), ибо добро добру рознь. Или, скажем, единение людей на концертах - оно какого рода? Не зря же существует выражение «храм искусств». Особенно в последнее время стало очевидно, что поклонение искусству сродни религиозному. И странным образом религиозное измерение жизни всё менее наполнено живительной тайной искусства. Эта тема стоит осмысления лучшими умами.
Что до вопроса, то единение и в добре, и во зле происходит в духовном измерении, но в добре если - это единение в Духе, который от Бога - т.е. в Святом и Животворящем Духе, в Духе Утешителе. В то время, как единение во зле - это единение в нечистом духе злобы. Наше душевное подчиняется духовному. Но в случае со Св. Духом насилие над человеком невозможно - он сам должен избрать эту стезю служения, в случае со злым духом чаще происходит именно порабощение, насилие над человеком. Сначала, безусловно, человек на это должен согласиться, потому лукавые духи его обманывают, увлекают на пути зла, которые кажутся человеку своими по причине нечистоты сердца и поврежденного нечистотой ума. По мере хождения нечистыми путями, человек всё больше втягивается, приобщается к нечистоте, увлекаемый духами злобы и своими страстями.

Вопрос: Возможно ли рассуждать о вечности без заблуждений?

Светлана Коппел-Ковтун: Вечное мыслят вечным в себе, а не невечным...

Вопрос: В вечности нет опции различения. Есть ли она или нет установить не представляется возможности.

Светлана Коппел-Ковтун: С чего вы взяли, что нет?

Вопрос: В основе различения лежит изменение. Какое же изменение в вечности? Или это не вечность.

Светлана Коппел-Ковтун: Вы пытаетесь приписать вечности невечные характеристики, правила, законы. Вечное мыслят вечным в себе, а не невечным. Ваше заблуждение легко обнаруживает христианский Бог Троица - вечный! - в котором различаются Три Лица. Или вы отказываете Богу Троице в бытии?

Вопрос: Солёное мыслят солёным, а кислое кислым в себе по Ломоносову. О Троице. Вы же не в вечности её различаете. Какие же характеристики вы полагаете причастными Вечности? 

Светлана Коппел-Ковтун:  Вечное мыслят вечным в себе - это главное, что следует понять. Формулы, которыми все пользуются, так же добыты теми, кто видит вечное вечным в себе - это и есть откровение. И понять его по-настоящему так же можно только вечным в себе. В этом ловушка для тех, кто пытается своим рациональным умом мыслить о немыслимом - так плодятся заблуждения.

----

* Человеческое - не богочеловеческое, хотя по большому счёту и человеческое в нас тоже Христово, ибо человек создан по Его образу.

22, 24 февраля 2021

Радонеж № 3 (329), 2021

Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун

Добавить комментарий

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.