Творчество — общее дело, творимое уединёнными.
(Цветаева/Анненский)*
Это наверное прозвучит странно. Творчество, с одной стороны, — форма вопрошания, а с другой — ответ и форма послушания. Поэзия — всегда ответ Неба на вопрошание художника. Точный и единственно верный ответ. Именно этот художник задаёт именно этот вопрос единожды (в своей жизни и в вечности), и единожды получает на него ответ — потому это ответ для всех. Поэзия — вещь одноразовая, единичная, неповторяемая ни при каких обстоятельствах.
Не знающие цены поэтическому слову не могут и вполне понять его, не могут принять его весть, ибо для понимания требуется подвиг, схожий с подвигом поэта, т. е. мужество предстояния в бытии перед Бытием, готовность жертвовать собой ради этой Встречи, ради этой вести, смертельная нужда в ней.
Поэзия — не рифмоплётство, не правила стихосложения, а разговор с Бытием. Вопрошающий всегда немножко Иов: дерзающий, имеющий онтологические основания для своего дерзания, святой и грешный в одночасье, и, главное, свято верящий в добродетельность Творца — как Авраам. Интенсивность его вопрошания предельна, и только поэтому он добывает звезду, недоступную другим, не обожжённым жаждой.
* * *
Четыре года назад я задалась вопросом, который не могу сформулировать иначе (не теряя объёмности), как строчками из своего тогдашнего стихотворения в прозе — довольно простенького и, как мне казалось, неудачного:
Искусство твёрдости
или пластичности —
важнее?
*
Когда душа горит,
она твердеет
или смягчается,
теряя форму?
*
Пластичность или твёрдость
ближе к сути?
*
Я — меч
иль сталь, что убежать стремится?
Куда мне течь?
*
Я — птица?
С чем сравнить мне крылья?
В чём птицы суть:
изменчивость иль форма?
А если в бурю?
Течь или стоять?
Лететь,
не падая?
А в бурю так возможно?
Того, кто пал,
вы назовёте птицей
иль падалью?
Так в чём же суть полёта
в непогоду?
(«Вопросы», 2012)
И вот, спустя 4 года совершенно случайно мне попадается картина русского художника-авангардиста Владимира Немухина (1925 — 2016) «Небо ищет убитую птицу», которая буквально сводит с ума — названием. Зажглась звезда, вспыхнуло прозрение и написалось новое стихотворение:
Небо ищет убитую птицу,
птице убитой небо снится:
воздух на крыльях, ветер в лапах,
в ноздрях земли безбрежной запах.
Синь океана в глазах таится
даже у мёртвой, забитой птицы;
даже у той, что летать боится
синь океана в душе ютится.
Птица и небо срослись навеки,
как андрогинные человеки,
как сообщающиеся сосуды.
Небо любви, поцелуй Иуды —
в птичьих глазах — никак не забуду.
(«Небо ищет убитую птицу», 2016)
Я перехватила звезду, пойманную художником, она стала и моей тоже — значит, у нас было общее вопрошание. И оно не обязательно осмыслено и осознано. Нет, скорее даже наоборот, но оно действует, создаёт силовое поле. Подобное притягивает подобное.
Стихотворение прочла чудесная Инна Сапега и озвучила весть, которую нашла в моём стихотворении: «Мёртвая птица тоже птица». Лёгкая тень вопрошания-сомнения носится в воздухе. Мы вдвоём, втроём, размышляем на одну и ту же тему, у нас есть общие вопрошания. Мы захвачены одной на всех звездой, искрой, молнией.
«Страшное и правдивое стихотворение. Мёртвая птица тоже птица, — говорит Инна. — Как-то на прогулке мы увидели мёртвого голубя. Я хотела обойти, думала сын испугается смерти. А он сам подошёл к птице и долго на неё смотрел.
— Мама — спросил он меня. — А когда она оживёт? Когда она улетит отсюда? Никогда?
— Я думаю улетит, сынок, улетит».
Вспышка длится, как вечность. Миг, а ему нет конца, он пророс в нас, он соединил нас, он светится в нас и рождает ответ на моё давнее вопрошание.
«Да! — говорю я. — Мёртвая птица тоже птица. Потому что её ищет небо, а птицей птицу делает именно небо».
Отвечаю Инне, но это не значит, что я знала ответ прежде. Нет, он родился в процессе, который больше никогда не повторится. Это сцепление слов, событий и вопрошаний — не повторится вновь, и ответ, полученный соборно в творческом акте, есть поэзия.
В этой связи весьма любопытно высказывание датского учёного и писателя Пита Хейна: «Искусство — это решение проблемы, которая не может быть выражена эксплицитно (явно, открыто — С.К.) до тех пор, пока она не решена».
------
*«Два рода поэзии. Общее дело, творимое порознь.(Творчество уединённых. Анненский.) Частное дело, творимое совместно.(Кружковщина. Брюсовский институт.)» (М. Цветаева. «Герой труда»).
21.12.2016
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Комментарии
Смерть должна созреть, и тогда она становится чем-то подлинным в своем бытии. На войне я много раз готов был умереть, как птица, подстреленная влёт, и то же чувство окрыляет в творческом порыве.
Райнер Мария Рильке
- Ответить
Ссылка на комментарийПоэтический ответ приходит для всех - кто способен его услышать. И главное в нём - сок жизни, огонь, приобщение к той грани жизни, о которой говорит. И приобщаются те, для кого это актуально.
- Ответить
Ссылка на комментарийПоэтический ответ всегда единственный. Он не приходит повторно без реального вопрошания, а реальное вопрошание всегда единично. Хула на Духа Святого - это игнорирование, попрание поэтического ответа, когда тебе дано знать, но ты игнорируешь знание и действуешь по-своему в самом прямом, пошлом смысле этого слова.
- Ответить
Ссылка на комментарийОставить комментарий