Поэт даёт вещам правильные имена, узнавая их от самих вещей. Люди же, корысти ради, часто творят со словами обратное - запутывают смысловую нить, а не распутывают.
Отсюда Хайдеггеровское «назад к вещам». Отсюда и мой «клубочек»* - в клубочки сматывают уже распутанную нить, чтобы она снова не превратилась в нераспутанный комок пряжи.
Когда Бродский говорит о Цветаевой, что в ней поэт и человек слиты воедино, что она вполне - поэт, без остатка, следует мыслить именно об этом (в том числе об этом). Потому Ахматовское «Цветаева бы понапридумала» - неправда**. Цветаева видит мир как поэт, то есть она постоянно говорит истину о вещах, которую наблюдает. А смотреть можно с самых разных ракурсов, потому об одном и том же можно говорить чуть ли не противоположное, но только такое противоположное, которое истинно, а не придумано.
Когда поэт говорит о двух взаимоисключаемых вещах, следует понимать, что в голове поэта обе вещи помещаются целиком и обе неложны. В этом особенность поэтического видения и слова.
---
* В стихотворении главным является несколько иной смысл - в клубок сматывается нить с распущенного полотна, а полотна - это творение, в том числе люди;
** И в этом смысле Ахматова не того уровня поэт, не зря она сама о себе говорила, что на фоне Цветаевой она просто тёлка (об этом Быков в одной из своих лекций сказал, кажется, в лекции о Цветаевой). Того же мнения о ней был и Блок («пишет как перед мужчиной»), и Бахтин.
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий