Неразличение личности и природы

Автор: Светлана Коппел-Ковтун

По В. Лосскому самость - смешение личности и природы. Быть может, точнее говорить - неразличение личности и природы, личного и природного: из неразличения происходит смешение.

* * *

Женщина и мужчина - это природа, поэт, художник, музыкант - это тоже природа. То есть, личность надевает природу, как, скажем, платье или, как крылья (не все природы способны летать), и носит, пользуясь свойствами той или иной природы.

В этом смысле человек - сложносоставная природа*, собираемая личностью из многих других. Животные и растения, вероятно, так же являются чем-то вроде составных частей (целостностей) природы человека. Целостность по имени Человек состоит из многих других целостностей - в этом суть. Потому и человеком стать не так просто: надо в целостности вместить в себя все целостности.

* * *

Социальное относится к природе, а не к личности. В этом смысле существует два разным «мы» - природное, социальное (толпа) и другое «мы», именуемое соборностью - это собранные во Христе личные «Я» людей. Соборность - это как бы другая, неотмирная социальность, которая относится к природе богочеловеческой (это и есть Церковь Христова, которую не одолеет ад).

Антихрист в этом смысле и будет противостоять Христу: сила толпы против силы соборности. Соборность сильна Христом, она непобедима, но не в смысле здесь, а в смысле вообще. Здешнее воюет против нездешнего, восстаёт на нездешнее и желает поработить хотя бы здешнее нездешних, раз до нездешнего не может дотянуться.

----

* а Бог, наоборот, прост, т.е. целостен, един и не дробится, таковы свойства Его природы

Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун

Добавить комментарий

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.