Мысль я не думаю, а вижу, но чтобы она оформилась в словах, надо говорить

Автор: Светлана Коппел-Ковтун
М.К.Чюрленис. Весть
М.К.Чюрленис. Весть

Мышление о мышлении

Как-то я назвала своё мышление попыткой смотреть и говорить, теперь пытаюсь осмыслить эту формулу, и вот что выходит.

Мысль я не думаю, а вижу (умозрение), но чтобы она оформилась в словах, надо говорить* - говорение рождает, оформляет увиденное в словах.
Вижу - говорю, не вижу - не могу говорить о том, чего не вижу.

Мысль - это некое освещённое пространство. Внутри, нездешнее пространство. Освещается оно погружением в некий свет. Погружается оно не по моему хотению. В уме представляется мне тоже не по моему хотению**. По сути видеть мысль - это видеть свет.

Мыслью можно ощупывать предметы - изнутри.

Мысль движется по руслу, одна вытекает из другой, бывшей прежде, продолжает её и следует поступательно дальше. Мысль не своевольничает, а следует какому-то курсу. Но она течёт в свободе - только в свободе.

* * *

Что значит видеть вещь в свете Луча? Это вовсе не вещь, освещённая светом, как может показаться. Это, скорее, говорение (некое описание на нездешнем языке - описание формулами света), произношение имени Лучом, называние вещи Лучом. Оно целостно и содержит в себе полноту представлений о данном предмете и обо всех предметах сразу (Одна Большая Мысль сразу обо всём***), потому что невозможно описать вещь светом без этого всеобщего представления. В свете Луча все вещи взаимно соотносятся друг с другом.

* * *

Вероятно, называние животных Адамом происходило по этому же принципу - в собеседовании с Богом (т.е. это был поэтический акт).

* * *

Я вижу и не вполне понимаю, что вижу, или даже совсем не понимаю (это некое переживание, ощущение,  некое «стояние в...» - невозможно ведь вполне понимать, что чувствуешь, когда, например, стоишь в море (любые описания очень приблизительны). Понимание осуществляется в процессе говорения - так называемого говорения, потому что речь не о физическом произношении слов. Нечто касается внутреннего человека, и он пытается это перевести на понятный своему внешнему человеку язык.

---

* Возникает вопрос: кому? Кому говорится мысль? Вывод первый: мышление - это диалог. Вывод второй - оно течёт в нас само, следуя курсу ОТ - К. То есть, оно само беседует  - с кем? Более всего это похоже на беседу Бога с самим собой (Беседа течёт от Бога, из Бога - в Бога), в которую вовлекается человеческая личность. Личность не просто внешний наблюдатель (не только слушатель - это важно!), но сам становится этим говорением Бога, приобщается к нему, и становится собой в процессе говорения. С кем? С Богом и собой. Бог одновременно говорит и с самим собой и с человеком. Он говорит Себе как человеку и человеку как Себе - Себе в человеке;

** В моей воле только согласие  вступить в диалог или, наоборот, не вступить.

*** Неподъёмное слово.

9 - 10 октября 2019

Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун

30

Оставить комментарий

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.