Жизнь человека — постоянное сражение: сначала больше с самим собой, потом больше с миром, но и с собой, потому что легко быть хорошим, когда всё хорошо или более-менее сносно, и очень трудно, когда, наоборот, всё нехорошо.
Сначала надо вырваться из плена тленного, прорваться к небу, а потом нужно удерживаться на соответствующем уровне, но для того, чтобы удержаться, надо постоянно расти. Кто перестаёт расти, сразу же падает. Стоять на месте невозможно даже на земле, что уж говорить о небесах. Но разница есть: на земле человека держит земля, а на небе — небо. То есть, самостояние выражается скорее в удерживании вектора, направления своих устремлений. Вектор — это выбор человека, остальное работает само.
Человек сам выбирает для себя систему координат, правила игры в которой хочет прожить свою жизнь. И если он выбрал хорошую игру, то задача в том, чтобы незаметно для себя не начать играть в чужую игру по чужим правилам.
В ком много земли, тому трудно выживать на небе, а в ком много неба, тому трудно выживать на земле.
* * *
Творец творит, преодолевая. От чего-то убегает и за чем-то гонится... И таланты человеку даются, вероятно, для преодоления себя и других с учётом вполне определенной данности. Талант — это всегда дар для сражения за что-то против-чего-то. В этом мире без сражения не обойтись, прекрасное самим своим существованием — сражается.
* * *
Мужество поэта и мужество обычного человека — не одно и то же. Поэт живёт в ином мире, у него нет нужной мускулатуры для жизни в этом. Обычный человек не имеет нужной мускулатуры для жизни в ином мире. То есть, трудно им — разное, и боятся они разного.
Всякий человек боится, прежде всего, выпадения из своего мира, из своей обычной системы координат, к которой он приобщён, приноровлен не только по личным причинам, но и по дарованиям свыше. При этом в разных мирах даже воздух разный, потому и все системы жизнеобеспечения настроены неодинаково у поэта и обычного человека. То, чем тяготится обычный человек - счастье и норма для поэта. Верно и обратное: счастье поэта — мука для обычного человека.
Пишу об этом затем, чтобы лучше объяснить трагедию поэта в сложные исторические времена, которые сложны для всех, но не одинаково сложны. Исторические катастрофы случаются в той реальности, где душевные мышцы поэта слабы и плохо развиты, если они вообще наличествуют. Поэт — не от мира сего человек, повышенное и травматическое вовлечение его в бытование здесь нагрузка для поэта вдвойне, втройне... Он ведь работает иного рода мышцами, даже решая здешние вопросы. Упрощённо говоря, жизнь поэта здесь требует несравнимо больше энергии, сил, которых может попросту не хватать. Ведь у обычного человека не развиваются те способности, которые развиты у поэтов, именно по причине их энергозатратности. Обычный человек в сравнении с поэтом — это человек живущий в более энергоэкономном режиме. Поэт - это бытийный избыток, он выше выживания живёт. Вернее сказать, его выживание - это выживание на более высоких этажах, куда даже заглянуть не каждому дано.
Потому суд обывательский всегда несправедлив по отношению к поэтам: обыватели ведь по себе судят. А поэт таскает на себе миры такой тяжести, и пишет с натуры о таком, что даже просто прочесть (в смысле вкусить) написанное у многих не хватает сил, не хватает собранности, внимания, вовлечённости в высокое.
Красноречивой иллюстрацией могут быть слова простой женщины о причине гибели Цветаевой, мол, рано она повесилась — продукты ещё были. Да не о том они, вообще не о том. Не в ту сторону надо смотреть, чтобы понять поэта. Но чтобы посмотреть в ту, надо иметь достаточно много сил для этого — и моральных, и духовных, и мужества надо поднакопить. Мужество поэта — это мужество иного быть здесь, а не мужество здешнего быть здесь. Другое мужество...
Дневники 9 июля, 24, 26 сентября 2019
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун
Оставить комментарий